Приватизация участка гражданином украины


Приватизация земельного участка гражданином Украины

Дом достался по наследству от бабушки, в наследство вступили. Как оказалось, приватизировать землю под домом мы не можем, так как мы являемся гражданами Украины. Так ли это, есть ли у нас возможность приватизировать или оформить участок в собственность?

Сергей Радченко
Консультаций: 36

Возможность приватизировать участок, т.е. получить его в собственность, зависит от того, где участок расположен и какую он имеет категорию.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден указом Президента РФ от 09.01.2011 № 26.

Если ваш участок расположен на одной из этих территорий, то приватизировать его вам нельзя.

Кроме этого, существуют ограничения на приватизацию земельных участков иностранными гражданами в зависимости от категории участка. Так, ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» допускает владение иностранными гражданами земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, т.е. приватизировать такой участок иностранный гражданин не может.

Во всех остальных случаях иностранный гражданин может приватизировать земельный участок на общих основаниях.

Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами

1. Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса. В случае, если земельный участок государственной собственности расположен за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым.

(Часть первая статьи 118 в редакции Закона № 3123-VI от 03.03.2011, с изменениями, внесенными Законом № 5245 VI от 06.09.2012)

2. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

3. Граждане работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством о приватизации этих земель соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса.

(Часть третья статьи 118 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3123-VI от 03.03.2011, Законом Г 5245 VI от 06.09.2012)

4. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель.

5. Передача земельных участков в собственность гражданам работникам государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа осуществляется после утверждения проекта приватизации земель в порядке, установленном настоящим Кодексом.

6. Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.

К ходатайству прилагаются выкопировки из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности расположен за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым.

(Часть шестая статьи 118 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3123 VI от 03.03.2011, Законом от 16.06.2011 № 3523-14, Законом № 5395-VI от 02.10.2012, Законом № 5245 VI от 06.09.2012)

7. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых согласно ним нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно упорядочения территорий населенных пунктов, утв. в установленном законом порядке.

(Часть седьмая статьи 118 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3123-VI от 03.03.2011, Законом№5245 VI от 06.09.2012)

Проект землеустройства по отводу земельного участка разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, являющимися исполнителями работ по землеустройству согласно закону, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон.

(Часть седьмая статьи 118 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5394-VI от 02.10.2012)

8. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса.

(Часть восьмая статьи 118 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5395-VI от 02.10.2012)

(см. дополнительно в Законе № 5462 VI от 16.10.2012)

9. в Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочий, определенных статьей 122 настоящего Кодекса в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно закону после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

(Часть девятая статьи 118 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3123-VI от 03.03.2011, Законом № 5245 VI от 06.09.2012)

10. Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.

11. В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

(Части 6-10 статьи 118 изложены в редакции Закона М1702 VI от 05.11.2009)

Комментируемая статья раскрывает процедуру приватизации земельных участков в соответствии с ч. 3 ст. 116 ЗКУ.

ч.ч. 1 и 2. Ч.ч. 1 и 2 комментируемой статьи регламентируют упрощенную процедуру приватизации в случае приватизации земельного участка, находящегося в пользовании гражданина Украины. Указанная процедура имеет следующие стадии:

o подача заявления с приложенными к нему техническими материалами и документами. которые подтверждают размер земельного участка, соответствующего совета, администрации или РМ АРК (см. ст. 122 ЗКУ и комментарий к ней).

Исходя из общих положений об обращениях граждан (ст. 5 ЗУ "Об обращениях граждан"), а также положений комментируемой статьи заявление должно содержать фамилию, имя, отчество, место проживания гражданина, суть затронутого вопроса, подпись заявителя с указанием даты;

o рассмотрение заявления соответствующим органом (в течение месяца) и принятие решения о приватизации земельного участка (ч. 2 ст. 118 ЗКУ).

В случае обращения в орган местного самоуправления, предусмотренный законом месячный срок рассмотрения (см. также ч. 5 ст. 46 ЗУ "О местном самоуправлении в Украине") часто нарушается, несмотря на сессионный порядок работы советов;

o при необходимости, восстановление границ земельного участка в натуре (на местности) и закрепления их долгосрочными межевыми знаками установленного образца по соответствующей технической документацией (п.1.13. Инструкции о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право частной собственности на землю, право коллективной собственности на землю, право собственности на землю и право постоянного пользования землей, договоров на право временного пользования землей (том числе на условиях аренды) и договоров аренды земли, утвержденная приказом Госкомзема № 43 от 04.05.1999, Инструкцию об установлении (восстановлении) границ земельных участков в натуре (на местности) и их закрепление межевыми знаками, утв. приказом Госкомзема от 18.05.2010 № 376);

o регистрация права собственности на земельный участок (ст. 125 ЗКУ, ст. 56 ЗУ "О землеустройстве").

В связи с тем, что земельный участок, которым лицо пользуется, определена в натуре, по данной процедуре нет необходимости в заказе, разработке, согласовании, экспертизе, утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка, что значительно упрощает приватизацию (ср. с ч.ч. 7-10 ст. 118 ЗКУ).

В отдельных населенных пунктах существуют специальные порядки представления и подготовки к рассмотрению заявлений о приватизации земельных участков (например, в Киеве действует Решение Киевсовета "О порядке передачи (предоставления) земельных участков в пользование или в собственность в городе Киеве" от 15.07.2004 № 457/1867).

Уже по состоянию на 01.10.200611,8 млн. граждан на площади 3,7 млн. га реализовали свое право на приватизацию земельных участков, предоставленных им в пользование, что составляет 87,1 % вич от общего числа граждан, имевших участка в пользовании. Этим гражданам выдано 4,2 млн. государственных актов на право собственности на землю, что составляет 35,6% от количества граждан, которые приватизировали свои земельные участки.

Документы, "подтверждающих размер земельного участка".

Интересным является вопрос о том, какое пользования фактическое обязательно ли фактическое, титульное (на основании права) -является предпосылкой для применения упрощенной процедуры приватизации земельных участков. На наш взгляд, учитывая положения ч. 2 ст. 118 ЗКУ, по которым решение принимается "на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка", органы приватизации должны исходить из презумпции правомерности фактического пользования, однако в случае выявления отсутствия у заявителя права пользования соответствующим земельным участком упрощенная процедура применена быть не может, поскольку в ч.ч.

1 и 2118 ЗКУ подразумевается именно правомерно (на основании права) пользования земельным участком.

В некоторых населенных пунктах при применении ч.ч. 1 и 2 ст. 118 ЗКУ как "технические вопросы" в понимании ч. 1 ст.

118 ЗКУ используется "Протокол обследования и согласования границ земельного участка, передастся в собственность"100.

Для выяснения того, приобрела своего времени определенное лицо право пользования земельным участком, а следовательно, может ли она приватизировать ее по упрощенной процедуре, бывает необходимым обращение к актам законодательства, которые на данный момент утратили силу ЗКУ УССР 1970 г. и ЗКУ 1990 г. Таким образом, факт пользования может подтверждаться правоустанавливающим документом (государственный акт на право пользования земельным участком ст. 23 ЗКУ в ред. 1992 года, выписка из земельно-шнуровой книги, реестровой книги, по-хозяйственной книги ст.

20 ЗКУ 1970 года), или документом, подтверждающим фактическое пользования земельным участком (материалы инвентаризации земель, данные бюро технической инвентаризации и т.п.). Образцы документов, подтверждающих право пользования земельным участком см. на сайте amm.org.ua .

Относительно фактического землепользования в качестве основания приобретения права собственности на земельные участки см. ст. 119 ЗКУ и комментарий к ней.

Как приватизировать земельный участок в Украине? Сколько это стоит и как оформить собственность?

Приватизация земли – это перевод определенного участка в собственность частных лиц. Решение вопроса, как оформить право собственности на земельный участок, связано в Украине с оформлением большого количества документов и на практике оказывается непростым процессом.

Как приватизировать землю в Украине, какие требования выдвигаются к владельцам и сколько может стоить эта процедура?

Бесплатная приватизация земли в Украине: порядок и нюансы

Законодательство Украины дает гражданам страны право на получение земли в личное пользование бесплатно. Земельный кодекс в ст. 121 содержит указания о том, на каких основаниях и в каких размерах гражданин может узаконить частное владение земельным участком без оплаты пошлины. Нормы таковы:

  • Для постройки и хозяйственного обеспечения частного дома – до 25 соток в сельской местности, до 15 соток в поселках и до 10 соток в черте города.
  • Для постройки дачи – до 10 соток.
  • С целью садоводства – до 12 соток.
  • Для постройки гаража – до 1 сотки.
  • Для обустройства личного хозяйства – до 2 га.
  • Для организации фермерского хозяйства – размер участка соответствует размеру пая, определенного для участников сельскохозяйственных предприятий, находящихся на территории той же административной единицы (города, села, поселка), что и фермерское хозяйство, либо размеру среднего пая по данному району.
  • Все совершеннолетние граждане Украины имеют право однократной бесплатной приватизации для каждого из целевых вариантов использования земли.

    Как оформить землю в собственность?

    Порядок приватизации земельного участка изначально зависит от того, пользуется ли гражданин данным участком или нет. Вариантов использования участка при отсутствии правоустанавливающих документов на землю может быть несколько:

    • гражданин владеет частным домом, расположенным на земле, выделенной ему под застройку до 1991 г.;
    • заявитель является участником дачного кооператива, который выделил данный земельный участок;
    • гражданин фактически пользуется участком в хозяйственных целях, но юридически прав собственности на него не имеет. В этом случае минимальный срок фактического пользования, при котором заявитель может перевести землю в частную собственность, составляет 15 лет.

    Порядок оформления земельного участка начинается с подачи заявления на приватизацию земли в сельский или поселковый совет либо местную госадминистрацию, в зависимости от территориального расположения участка.

    Как оформить земельный участок, находящийся за пределами населенного пункта? Для этого необходимо обратиться в одну из организаций:

    • Главное областное управление Госслужбы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра – для получения участка с целью садоводства и ведения личного крестьянского хозяйства;
    • районная госадминистрация – во всех остальных случаях.

    Кроме заявления подается выкопировка земельного участка, паспорт и ИНН заявителя.

    Второй этап оформления – принятие решения в госорганах о передаче участка в личную собственность. Обычно занимает около 1 месяца.

    Третий этап – изготовление техдокументации на землю и выдача акта о приватизации.

    Какие документы нужны для оформления приватизации?

    На первом этапе оформления приватизации к заявлению, поданному в органы местного самоуправления, необходимо приложить:

    • копию паспорта и ИНН заявителя;
    • копию правоустанавливающего документа на расположенную на участке недвижимость, если приватизируется земля под частным домом;
    • документы, подтверждающие участие в дачном кооперативе и выдаче участка с определенным номером;
    • документ о пользовании участком, выданный территориальным органом самоуправления;
    • акт о согласовании границ участка земли.

    Список требуемых документов на оформление земли может быть дополнен – например, перед тем, как оформить право собственности на земельный участок, который планируется использовать для организации фермерского хозяйства, нужно предъявить подтверждения опыта работы в сельскохозяйственной сфере либо диплом аграрного учебного заведения.

    Перед тем, как приватизировать земельный участок, не имея на него правоустанавливающих документов, потребуется доказать факт пользования землей в течение 15 лет (приобретательская давность). Доказательством могут служить свидетельства соседей, но чаще в таких случаях организуется судебное разбирательство.

    В ходе приватизации заявителю понадобится оплатить услуги организаций, занимающихся проведением землеустроительных работ в данном районе. Сколько стоит приватизация земли в Украине, зависит от конкретной ситуации, расположения и размеров участка. Размеры затрат на оформление составляют от 3 до 10 тыс. грн.

    На этапе разработки и утверждения проекта землеустройства организации могут запрашивать дополнительные документы от заявителя. После оформления проекта необходимо подать заявление в Регистрационную службу или через государственного кадастрового регистратора. Через 14 дней выдается Свидетельство о праве собственности на земельный участок.

    Оставьте комментарий

    Комментарии

    Алексей Башмаков

    Добрый вечер! Во время приватизации земельного участка была неправильно установлена межа между соседними домовладениями, в итоге площадь участка стала меньше чем по техпаспорту на 1 сотку! Что можно сделать в этом случае, и к кому обращаться, чтоб исправить это?

    Maanimo Администрация сайта

    День добрый! Если спорный вопрос не получается решить мирным путем, можно привлечь к процессу третьих лиц. Решают подобного рода вопросы суды, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

    Только суд рассматривает споры о владении и распоряжении землями, которые находятся в собственности граждан.

    Ирина Голенко

    Здравствуйте как приватез. землю в херсоне дом наш по документам ,а землю нужно приватизировать

    Дмитрий Зергов

    Как приватизировать гараж в ПГТ ?

    Оля Матійчик

    Сталкивалась с приватизацией земли под частным домом…

    Сергей Гохтурн

    семь лет запорожгеокадастр не хочет приватизировать просто абсурдю

    Оформление земли в среднем год — полтора. Это если не ускорять этот процесс.

    Аноним

    Маразм кролячий и петушачий, обещали пакращення и все бесплатно завтра…..В мышеловке только все бесплатно…..

    Подала документы на приватизацию земли 6 соток,уже год прошел а документы еще не готовы…Говорят депутаты никак не могут собраться,это жесть как то, сколько еще ждать можно…

    Сайт и торговая марка принадлежат ФЛП Деменко М.Н. (код ЕГРПОУ 2985319296), который осуществляет администрирование maanimo.ua. Свидетельство на Торговую марку MAANIMO № 98081 от 15.07.2008. Дата регистрации 10.10.2008.

    Maanimo.ua использует файлы cookie для улучшения работы сервисов и функционала сайта, повышения удобства пользователей. Вы можете отказаться от обработки файлов cookie, отключив данную опцию в настройках браузера.

    © 2008—2022 Maanimo. При использовании материалов гиперссылка на Maanimo обязательна.

    Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав Принимаю, Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.

    Как приватизировать землю в собственность?

    Земля является одновременно материальной ценностью и абстрактным концептом, который показывает принадлежность определенной территории физическому либо юридическому лицу. Оформление земли позволяет владельцам более эффективно использовать ресурсы, тем самым повышая общий экономический уровень страны, что крайне выгодно для органов власти. На территории Украины предусмотрена бесплатная приватизация земель для определенных категорий граждан.

    Бесплатная приватизация земли в Украине: порядок и нюансы

    Получить законное право на бесплатное оформление земли на территории Украины может далеко не каждый. Данная привилегия доступна только с одобрением представителей органов местного самоуправления, государственных учреждений по вопросам недвижимости либо исполнительных институтов, которые находятся вблизи рассматриваемой территории.

    Категории лиц, которые могут претендовать на бесплатную приватизацию земли в Украине:

    • Обладатели украинского гражданства
    • Объединения владельцев МКД (многоквартирных домов)
    • Жилищные и строительные кооперативы
    • Гаражные кооперативы.

    Лицам, которые хотят воспользоваться правом бесплатной приватизации, следует подать заявление в выбранный Совет народных депутатов, территориально закрепленный за рассматриваемым участком. В документе потребуется указать характер будущего использования земли, географическое расположение, площадь, а также семейное положение владельца. Как правило, образец заявления предоставляется сотрудниками выбранного учреждения.

    Согласованное заявление позволяет подать заявку на проект по отводу земли. Данный документ в свой очередь также требуется согласовать в органах местного управления, список которых предоставляется в Совете народных депутатов.

    Виды земель для бесплатной приватизации

    Бесплатно приватизировать можно только следующие типы площадей:

    • Участки для обслуживания жилых зданий
    • Земельные участки, предназначенные для дальнейшего строительства жилья
    • Земли, предназначенные для ведения всех видов сельского хозяйства. Это может быть фермерство, садоводство либо овощеводство
    • Площади для строительства загородных домов либо дачных участков
    • Территории для индивидуальных гаражей.

    В некоторых случаях допускается бесплатная приватизация территории для тех категорий граждан, которые являются владельцами земельных участков на протяжении пятнадцати лет и более. Шансы получить одобрение значительно возрастают, если обратившийся гражданин относится к таким уязвленным категориям граждан, как пенсионеры или люди с ограниченными возможностями.

    Как оформить землю в собственность?

    Сам процесс оформления земли в собственность не представляет особых трудностей. Тем не менее, главная сложность, с которой зачастую сталкиваются украинские граждане, заключается в непостоянстве условий и требований государственных инстанций. Изменения в тексты статей Земельного кодекса вносятся настолько часто, что не каждому удается оставаться на волне.

    Неизменным условием бесплатной приватизации земли, как в Одессе, так и на территории всей Украины, остается подача специального заявления в соответствующий ответственный орган власти. Как правило, это Совет народных депутатов или городской совет рассматриваемого населенного пункта. В документе требуется указать точную площадь земельного участка, а также характер его дальнейшего использования.

    Какие документы нужны для оформления земли?

    Как физическим, так и юридическим лицам перед подачей заявления на бесплатное оформление земли требуется подготовить определенный набор документов.

    Бумаги, запрашиваемые во время бесплатной приватизации участка:

    • Кадастровый паспорт рассматриваемого земельного участка
    • План местности, где указывается место и площадь земли для приватизации
    • Гражданский паспорт физического лица, что является владельцем земли
    • Документы, подтверждающие право владения, как самим участком, так и недвижимым имуществом, расположенным на его территории.

    После сдачи заявления и предоставления всех запрашиваемых документов начинается анализ запроса. На данный процесс уходит от одного до трех месяцев. В подобающем большинстве случаев приходит положительный ответ.

    Однако отказ также возможен. Основанием для оного обычно служат несоответствия описанных в бумагах параметров участка с его реальными данными.

    Этапы бесплатной приватизации земли в Украине

    Для разных категорий лиц нюансы процесса бесплатной приватизации могут несколько отличаться. Тем не менее, существует общий порядок ведения данного процесса, через который обязаны пройти все граждане, желающие приватизировать свой земельный участок.

    Приватизация земельного участка в Украине.Подробные правила.

    Сам термин «приватизация» в земельном законодательстве не определен. Но из формулировок, данных в других законодательных актах (законы Украины «О приватизации государственного имущест­ва», «О приватизации государственного жилищного фонда»), а также из его употребления в нормативных актах можно сделать вывод, что под приватизацией понимается передача гражданам или юридическим лицам имущест­ва, принад­лежащего государ­ству или территориальным общинам. Приватизация различных видов имущества регулируется отдельными законами: имущества государственных предприятий – Законом Украины «О приватизации государственного имущест­ва», небольших государст­венных и коммунальных предприятий – Законом ­Украины «О малой приватизации», жилья – Законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда».

    И если законодательство, регулирующее приватизацию имущества государственных предприятий, преду­сматривает отдель­ные правовые процедуры как для бесплатной, так и для платной приватизации, то в земельном законодательстве платная приватизация как особый способ приобретения земли вообще не предусмотрена. Любое другое, отличное от приобретения в рамках процедуры бесплатной приватизации, приобретение земли определяется как купля-продажа земли у государства или местной общины и осуществляется в общем порядке, предусмотренном для покупки государственной или коммунальной земли.

    Сколько земли положено бесплатно Закон (пп. в), г) и ґ) п. 1 ст. 121 ЗКУ) предусматривает, что для строитель­ства дома гражданам ­Украины полагается:
    • на землях, отведенных для садоводства, – до 0,12 га;
    • на участках, предназначенных для индивидуального дачного строительства, – не более 0,10 га;
    • на приусадебных участ­ках (отведенных для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений): не более 0,25 га – в селах, не более 0,15 га – в поселках и не более 0,10 га – в городах.
    Гражданин может приватизировать несколько участ­ков – по каждому виду целевого назначения земли (п. 4. ст. 116 ЗКУ).

    И если он, к примеру, использовал свое право на приватизацию земли, отведенной для садовод­ства, то может получить еще и участок, предназначенный для строительства и обслуживания жилого дома.

    Как осуществляется приватизация земельного участка?

    Порядок приватизации земли различен в зависимости от того, находится участок в пользовании гражданина на момент начала приватизации или нет. Участок может находиться в пользовании ­в нескольких случаях.
    1. Гражданин является собственником жилого дома, построенного на земле, выделенной для строительства еще в советские времена. В этом случае не имеет значения, является ли соб­ственником дома тот, кому выделялся участок, или же домом владеет лицо, получившее его по наслед­ству, вследствие покупки или дарения. Если с того момента, когда в Украине было установ­лено право бесплатной приватизации земли (с 15.03.1991 г.– с даты вступления в силу Земельного кодекса ­Украины от 18.12.1990 г.), собственник жилого дома правом его приватизации не воспользовался, считается, что земля находится в его пользовании.
    2. Гражданин является членом садового или дачного кооператива (товарищества). И участок был выделен этой структурой в порядке, ­установленном уставом.
    3. Участок находится в фактическом пользовании гражданина, но у него нет никаких документальных свидетельств, подтверждающих право собственности. Такое бывает в случаях, когда гражданин, например, осуществил самовольное строительство на земле, не отведенной ему для этой цели.
    Условие приватизации земельного участка, находящегося в фактическом пользовании: срок добросовестного, открытого и непрерывного пользования таким участ­ком должен составлять не менее 15 лет. В этом случае у фактического пользователя появляется право получить используемый им участок по праву приобретательской давности (набувальної давності). Это предусмотрено­ ст.

    119 ЗКУ. Размер земли, которую можно получить на основании приобретательской давности, тот же, что и при обычной бесплатной приватизации (ст. 118 ЗКУ).

    Порядок получения в соб­ственность такой земли является таким же, что и в случае «обычной» приватизации.

    Порядок приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан, происходит в несколько этапов.
    1. Подача заявления (п. 1 ст. 118 ЗКУ). Гражданин, заинтересованный в приватизации земли, подает заявление в соответствующую районную (Киевскую или Севастопольскую – городские) государственную администрацию или в сельский, поселковый или городской совет по место­нахождению земельного участка.

    В заявлении указываются фамилия, имя, отчество заявителя, место его проживания, местонахождение земельного участ­ка, его размер (не более максимального размера, подлежащего бесплатной приватизации согласно ст. 121 ЗКУ), основания пребывания земельного участка в пользовании.
    К заявлению прилагаются копии паспорта гражданина и справки о присвоении ему индивидуального идентификационного кода.
    Дополнительно к выше­указанному к заявлению в зависимости от того, к какому случаю (см. выше) относится заявляемый случай приватизации, прилагаются копии других документов.
    В первом случае – копия правоустанавливающего документа, подтверждающего­ право собственности на жилой дом (договора купли-продажи, дарения, свидетельства о праве на наследство, зарегистрированные органами БТИ).
    Во втором случае – кроме вышеупомянутых правоустанавливающих документов, потребуется­ справка из дачного (садового) кооператива (товарищества) о том, что заявитель является членом этой организации и что ему выделен земельный участок под определенным номером согласно схеме (плану) организации территории кооператива (товарищества), выкопировка из которой (которого) обычно прилагается к справке.
    В третьем случае – доказательства, подтверждающие не менее чем 15-летнее добросовестное, открытое и непрерывное владение земельным участком.
    Случаев, когда можно легко доказать право приобретательской давности, очень мало. Чаще всего такое право придется ­устанавливать в судебном порядке путем подачи иска об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного пользования земельным участком на протяжении не менее 15-летнего срока. Основными доказательствами в суде могут быть: свидетельские показания (например соседей), а также любые другие документы, к примеру, о покупке стройматериалов, договор подряда со строителями.
    2. Принятие решения о приватизации. Оно принимается (в месячный срок) органами, в которые гражданин подал заявление о приватизации. В этом же решении обычно дается разрешение на изготовление технической документации для получения акта на право частной собственности на землю (далее – акт).
    3. Изготовление технической документации. Получение акта. На этом этапе гражданин, который получил разрешение на изготовление технической документации, обращается в организацию, имеющую лицензию на проведение землеустроительных работ. Сведения о таких организациях обычно можно получить в местном отделе земельных ресурсов. Кроме того, сам отдел также имеет право проводить землеустроительные работы.

    Услуга по изготовлению технической документации платная. Ее стоимость, например, для Харьковской области, составляет приблизительно 1000 грн за один акт. Таким образом, бесплатная приватизация оказывается не совсем бесплатной, поскольку при ее осуществлении необходимо платить за услуги, без которых приватизировать землю невозможно.
    Обычно организация, которая выполняет землеустроительные работы, передает необходимые для получения акта документы в органы государственного земельного кадастра (ГЗК). Непосредственно там изготавливаются и оформляются акты. Если гражданин выдал земле­устроительной организации соответствующую доверенность, эта же организация получает изготовленный и оформленный акт в органах ГЗК и передает его заказчику.

    Если доверенности нет, заказчик после получения уведомления о том, что акт готов, сам едет и получает его в органах ГЗК.

    Когда участок не находится в пользовании Порядок приватизации земельных участков, не находящихся в пользовании граждан, регламентируется пп. 6–10 ст. 118 ЗКУ и тоже состоит из нескольких этапов.
    1. Подача заявления­ (п. 6 ст. 118 ЗКУ) в районную, Киевскую или Севастопольскую город­ские государ­ственные админист­рации или сельский, поселковый, городской совет по месту нахождения земельного участка.

    В ходатайстве указываются желаемый размер и целевое назначение участка.
    К ходатайству прилагаются: копии паспорта заявителя и справки о присвоении ему идентификационного кода; графические материалы, на которых показано желаемое место расположения земельного участка; согласие землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц).
    2. Получение разрешения на изготовление проекта землеустрой­ства (п. 7 ст. 118 ЗКУ).
    Орган, в который подано ходатайство, рассматривает его в месячный срок и дает разрешение на изготовление про­екта землеустройства или дает мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием для отказа может быть несоответ­ствие места нахождения земельного участ­ка требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель, проектов землеустрой­ства населенных пунктов.
    Проект землеустройства разрабатывается лицензированными организациями. Сведения о них можно получить в местном отделе земельных ресурсов. Кроме того, сам отдел земельных ресурсов также имеет право проводить земле­устроительные работы.
    Разработка проекта землеустройства является платной услугой. Ее стоимость разная не только для различных регионов Украины. Она существенно варьируется даже в пределах одного региона.

    Так, например, для Харьковской области, цена колеблется в пределах от 1 до 3 тыс. грн.
    Необходимость платить за подготовку проекта землеустройства также развенчивает миф о «бесплатной» приватизации.
    3. Согласование проекта землеустройства (п. 8 ст. 118 ЗКУ, Типовое положение о комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием землеустроительной документации; далее – Типовое положение).
    Разработанный проект землеустройства подается в комиссию, которая специально создается районными, городскими в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями или городскими советами – в городах областного значения, для согласования землеустроительной документации.

    В состав комиссии входят представители (п. 13. Типового положения):
    • территориального органа Госкомзема;
    • органа градостроения и архитектуры;
    • территориального органа Минприроды;
    • органа охраны культурного наследия.
    На протяжении трех недель со дня получения проекта комиссия предоставляет органу исполнительной власти или местного самоуправления заключение о согласовании проекта землеустройства или об отказе в таковом. Основанием для отказа может быть лишь несоответствие его положений требованиям закона и нормативно-правовых актов.
    4. Государственная экспертиза проекта землеустройства (п. 8 ст. 118 ЗКУ, ст.

    9 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации»).
    После согласования проекта землеустройства комиссия подает его в орган земельных ресурсов для проведения государственной экспертизы.
    5. Принятие решения об утверждении проекта землеустройства участка и предоставлении его в собственность (п. 9 ст. 118 ЗКУ).

    Такое решение принимается органом, в который подавалось ходатайство о приватизации, в двухнедельный срок со дня получения им согласованного Комиссией проекта землеустройства и положительного заключения государственной экспертизы.
    6. Изготовление технической документации. Получение акта. Этот этап полностью аналогичен третьему этапу описанной выше процедуры приватизации земли, находящейся в пользовании заявителя.

    Стоит ли спешить?

    Часто граждане не торопятся приватизировать земельные участки. Практика показывает, что медлить не стоит. Особенно это касается участков, расположенных недалеко от больших городов, в живописных или престижных местах.
    Так, одну гражданку-члена садоводческого товарищества, расположенного недалеко от Киева, лишили земельного участка, использовав положения устава товарищества. Практически в каждом уставе можно найти пункт, согласно которому член товарищест­ва должен выполнять свои обязанности, в том числе вовремя платить членские взносы и использовать земельный участок по назначению. В противном случае он может быть исключен из товарищества.
    Случается, что по тем или иным причинам человек какое-то время не бывает на своем участке. Это может быть связано с объективными житейскими обстоятельствами: болезнью, смертью близких. Именно это и произошло в жизни упомянутой гражданки.

    Она несколько лет не бывала на своем участке и, соответственно, не платила членские взносы. Председатель товарищества решил исключить гражданку из состава членов товарищества как систематически не выполняющую свои обязанности. Для этого ей было отправлено формальное письмо-требование выполнить обязанности, которые систематически ею не выполнялись.

    В нем содержалась угроза исключения из членов товарищества. Письмо было отправлено по адресу гражданки, который содержал ошибку, вследст­вие чего гражданка не могла его получить и явиться в правление товарищест­ва, чтобы оправдаться. Однако ничего «не подозревающий» об ошибке председатель правления свое обещание выполнил: гражданку из состава членов товарищества исключил. А вместо нее принял другого, «нужного» человека, которому данный участок и передал в пользование.

    Новый член товарищества земельный участок приватизировал незамедлительно, тут же его продал, не забыв, думается, «по­благодарить» председателя. Сейчас дело рассматривается в судах, и исход его не определен. В любом случае, гражданка свой участок назад не получит, по­скольку он уже находится в соб­ственности «добросовестного приобретателя» – человека, который не знал и не мог знать о том, что земля ему продается с нарушением закона (ст.

    388 ГКУ).

    Нормативные документы:

    Гражданский кодекс Украины (ГКУ) от 16.01.2003 г. №435-IV (последняя редакция от 20.08.2010 г.), ст. 388
    • Земельный кодекс Украины (ЗКУ) от 18.12.1990 г. №562-12 (вступил в силу с 15.03.1991 г.), ст. 116, 118, 119, 121
    • Закон Украины «О приватизации государ­ственного имущества» от 4.03.1992 г. №2163-XII (последняя редакция от 13.06.2009 г.)
    • Закон Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» от 19.06.1992 г. №2482-XII (последняя редакция от 10.06.2010 г.)
    • Закон Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации от 17.06.2004 г. №1808-IV (последняя редакция от 10.12.2009 г.), ст. 9
    • Типовое положение о комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием землеустроительной документации, утвержденное Постановлением Кабмина от 23.12.2009 г. №1420, п. 13
    • Письмо Верховного Суда Украины от 29.10.2008 г. №19-3767/0/8-08, п. 3


    Узнать более подробную информацию о приватизации земельного участка в вашем случае, сроках, стоимости и заказать услугу Вы можете по телефонам: (057) 737-12-91, +38(066)290-53-22, +38(096)497-76-78,+38(063)523-80-81, или связавщись с нами по электронному адресу:[emailprotected]

    Мы работаем для Вас по всей Украине!

    Принципами нашей работы являются индивидуальный подход к каждому клиенту, высокое качество, оперативность, профессионализм и опыт наших юристов.

    Девиз нашей компании «Доверяйте опытным!»

    Обращайтесь к нам для решения Ваших проблем!


    Рекомендуем!  Приватизация: что это такое и с какой целью стоит участвовать в ней
    PRPR.SU - Интернет журнал
    Добавить комментарий

    4 × 3 =