Отказ в замене аварийного участка трубопровода


В этой статье:
Рекомендуем!  Правообладание земельным участком

Порядок перекрытия водопровода после прорыва

Живем в частном доме, у каждого дома есть колодец, от которого идут водопроводные трубы к дому. Произошел прорыв водопровода, нам его отрезали. Сказали, что трубы, ведущие к дому, прогнили, их нужно менять. Сейчас зима, а значит нужно ждать лета.

Фирма, которая занимается обслуживанием, предпринимать что-либо отказывается. Насколько это законно?

Светлана Разворотнева
Консультаций: 262

Требования к качеству предоставляемой услуги по холодному водоснабжению установлены приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет восемь часов (суммарно) в течение одного месяца, четыре часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения. Такие требования содержатся в законодательстве РФ о техническом регулировании для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*Водоснабжение наружные сети и сооружения).

Согласно п. 7.4 свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14, централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на три категории, для каждой из которых установлен срок допустимого перерыва в подаче воды или снижения подачи ресурса ниже установленного предела.

Так, для населенных пунктов, оснащенных хозяйственно-питьевыми и производственными водопроводами, с численностью населения более 50 тысяч человек перерыв или снижение допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут.

При населении от 5 до 50 тысяч человек перерыв в подаче воды допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 часов.

Если же численность населения не превышает 5 тысяч человек, перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время проведения ремонта, но не более чем на 24 часа.

Безусловно, отказ в замене аварийного участка трубопровода централизованного водоснабжения, исключающий возможность предоставления коммунальной услуги, нарушает ваши права.

Отказы трубопроводов аварийные ситуации

Неисправности и аварии на трубопроводе и способы их устранения

К неисправностям трубопровода относятся такие, нару­шения в его работе, которые могут быть устранены имеющимися аварийными средствами без остановки перекачки.

Характер и причины неисправностей могут быть следующие:

— подтекание горючего в стыке в результате неполной затяжки гаек откидных болтов соединительных муфт, плохой очистки от грязи венчика манжеты или резинового уплотнительного кольца, установки на стык поврежденного резинового кольца, плохой за­чистки заусениц на венчике манжеты трубы;

— свищ в стыке (рис. 282) в результате установки поврежден­ного резинового кольца или трубы с глубокими забоинами венчика манжеты или в результате закуса резинового кольца;

— свищ в сварном шве трубы (рис. 283) в результате разрыва шва от повышенного давления или повреждения проходящим гу­сеничным транспортом;

— повреждение (рис. 284) в теле трубы в результате диверси­онных действий противника, разрывов бомб и снарядов;

— течь горючего через сальники задвижек и обратных клапа­нов, а также через прокладки в плоскостях разъема задвижек, об­ратных клапанов и регуляторов давления в результате установки в линию трубопровода технически неисправного оборудования.

Рис. 282. Свищ в стыке Рис.

283. Свищ в сварном шве трубы

Рис. 284. Повреждение в теле

К авариям на трубопроводе относятся такие повреждения оборудования, устранить которые невозможно без остановки пере­качки горючего.

Характер и причины аварий на трубопроводе могут быть сле­дующие:

— разрыв трубы по продольному шву длиной более 500 ммвследствие повышенного давления в трубопроводе или прохожде­ния гусеничного транспорта;

— полное разъединение стыка труб в результате разрыва со­единитель-ной муфты или среза венчика манжеты.

Подтекание горючего или свищ в стыке устраняется подтяжкой гаек болтов соединительной муфты (рис. 285). Если же этим спо­собом устранить неисправность невозможно, то на стыке устанав­ливается аварийная муфта (рис. 286), которая раскрывается и на­девается на неисправное соединение, гайки на фланцевых шпиль­ках затягиваются до отказа. Затягивать гайки нужно равномерно с двух сторон.

При подтекании горючего по окружности трубы под­тягиваются малые нажимные болты.

Рис. 285. Устранение свища в стыке путем под­тяжки гаек откидных болтов

Рис. 286. Установка на стык труб аварийной муфты

Разрыв трубы по продольному электросварному шву длиной не более 500 мм,и другие мелкие повреждения тела трубы устраняются с помощью аварийных хомутов. Для дву­сторонних пробоин используются двусторонние хомуты, для глу­хих — односторонние.

Аварийный хомут собирается на поврежденной трубе рядом с неисправностью, а затем надвигается на место повреждения, по­сле чего гайки болтов затягиваются равномерно с обеих сторон до устранения течи (рис. 287).

Рис. 287. Установка аварийного хомута на поврежденной трубе

В случае аварии, требующей замены поврежденной трубы, не­обходимо остановить работу насосных установок и закрыть бли­жайшие к месту аварии задвижки на линии трубопровода. Отсо­единив поврежденную трубу, предварительно подставив под стыки полубочки для сбора вытекающего горючего, подсоединить исправ­ную трубу, открыть линейные задвижки и возобновить перекачку.

Одновременно с заменой трубы собирается пролитое горючее.

Место пролива зачищается, дополнительно перекапывается и засыпается свежим грунтом.

Если поврежденная труба оказалась на участке, где гидроста­тическое давление более 1 кг/см 2 , то заменять трубу лучше с по­мощью двух задвижек и набора вставок. В этом случае порядок замены трубы должен быть следующий. Останавливается работа насосных установок и отсоединяется поврежденная труба.

К открытым концам трубопровода подсоединяются вместе со вставка­ми длиной 0,9 м (0,85 м) задвижки. Задвижки закрываются, и вы­текание горючего из открытых концов трубопровода прекращается.

С помощью двух вставок длиной по 1,8 м соединяется линия трубопровода. После этого открываются задвижки, и перекачка горю­чего по трубопроводу возобновляется.

Разъединение трубопровода в местах крутых поворотов ликви­дируется с помощью угольников под 45° и вставок различной длины.

Аварии и неисправности при эксплуатации полевых магистраль­ных трубопроводов можно предотвратить. Для этого при погрузочно-выгрузоч-ных работах трубы нельзя бросать, оберегая их от уда­ров. На трассу нужно вывозить только исправное оборудование. Трубы с помятостью тела, глубокими царапинами и забоинами нужно отбраковывать. При монтаже трубопровода нельзя допус­кать провисания стыков труб.

На крутых поворотах следует ис­пользовать угольники под 45°. Нахлесты и разрывы нужно устра­нять с помощью вставок. Переходы через грунтовые, шоссейные и железные дороги необходимо очень тщательно оборудовать.

Для этих целей используются имеющиеся табельные и подручные сред­ства, указательные и предупредительные знаки.

Очень важно качественно опрессовать трубопровод. А при пере­качке нельзя допускать резких изменений режима работы насос­ных станций. Закрывать задвижки на линии трубопровода разре­шается только после остановки насосных установок.

Дата добавления: 2016-02-13 ; просмотров: 3773 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Отказ — трубопровод

Отказы трубопроводов подразделяются на аварии и повреждения. [1]

Отказы трубопроводов и крановых узлов составляют 36 65 % от общего количества разрушений промысловых металлоконструкций и являются наиболее опасными, так как могут привести к аварийной ситуации и выбросу в атмосферу сероводородсодержашего газа. Сварные соединения трубопроводов подвержены преимущественно сульфидному и водородно-индуцируемому растрескиванию. Повышенная дефектность и гетерогенность сварных соединений являются важнейшей причиной их повышенной склонности к коррозионным поражениям вообще и к водородному растрескиванию в частности. [2]

Отказ трубопровода — прекращение эксплуатации трубопровода вследствие разрушения одного или одновременно нескольких его элементов. [3]

Отказ трубопровода — прифащение эксплуатации трубопровода вследствие разрушения одного или одновременно нескольких его элементов. [4]

Отказы трубопроводов наносят значительный ущерб как экономический, так и экологический. [5]

Отказы трубопроводов наносят значительный ущерб — как экономический, так и экологический. [6]

Все отказы трубопроводов , происшедшие при приемосдаточных испытаниях, подлежат отдельному расследованию и учету. [7]

При отказе трубопровода происходит перераспределение потоков по всем резервным пропускным способностям как аварийного направ -, ления перекачки, так и возможным обходным направлениям в рассматриваемой системе. [8]

Распределение числа отказов трубопроводов подчиняется закону Пуассона. [9]

Рассматривается ситуация отказа трубопровода между секущими задвижками в болотистой местности. [10]

Типичный пример отказа трубопровода — дан на рис. 3, где показан участок трубы с продольной трещиной на нижней образующей. Трещина образовалась в месте опирания трубы на опору и имеет длину около 285 мм с раскрытием около 5 мм.

В центре участка трубы ( зона биения о ригель) видны притертые гладкие площадки, которые в отдельных случаях достигают размеров 250ХЮО мм. Металл был подвергнут испытаниям на ударную вязкость по Менаже, которые показали сравнительно высокий ее уровень — 1 89 МДж / м2 при минус 40 С. Кроме того, был рассмотрен характер излома, который не является хрупким. В целом приведенные данные свидетельствуют о том, что имело место усталостное разрушение. [11]

Статистический анализ отказов трубопроводов в 1974 — 1998 гг. свидетельствует о том, что они находятся в режиме нормальной работы. [13]

Средняя интенсивность отказов трубопроводов ОНГКМ , составляющая 1 3 — 10 — 3 год 1 ( табл. 7), находится в пределах, характерных для величин потока отказов газопроводов и кон-денсатопроводов. Средняя интенсивность отказов аппаратов ОГПЗ — 5 — Ю 4 год 1 ( табл. 9), что соответствует значениям этого показателя для энергетических установок АЭС. Средняя интенсивность отказов аппаратов УКПГ составляет 13 — Ю 4 год 1 ( табл.

10), что в 2 6 раза выше, чем для аппаратов ОГПЗ. Такая ситуация объясняется заменой аппаратов УКПГ, имеющих несквозные водородные расслоения. [14]

Анализ причин аварийных ситуаций на магистральных трубопроводах Текст научной статьи по специальности « Энергетика и рациональное природопользование»

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гайсина Д.Р., Денисова Я.В.

В статье рассмотрены проблемы современных систем трубопроводного транспорта. Проанализированы основные причины возникновения аварийных ситуаций и вероятность их появления. На основе проделанного анализа построено «дерево событий» и приведены рекомендации для предотвращения аварийных ситуаций на магистральном трубопроводе.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Гайсина Д.Р., Денисова Я.В.

Текст научной работы на тему «Анализ причин аварийных ситуаций на магистральных трубопроводах»

Д. Р. Гайсина, Я. В. Денисова

АНАЛИЗ ПРИЧИН АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ

Ключевые слова: магистральные нефтепроводы, экологические риски, причины аварий на магистральных нефтепроводах, меры по предотвращению аварий на магистральных трубопроводах.

В статье рассмотрены проблемы современных систем трубопроводного транспорта. Проанализированы основные причины возникновения аварийных ситуаций и вероятность их появления. На основе проделанного анализа построено «дерево событий» и приведены рекомендации для предотвращения аварийных ситуаций на магистральном трубопроводе.

Keywords: Main oil pipelines,environmental risks,causes of accidents on the maim pipelines, preventive actions.

In the article investigated the problems of modern systems of the pipeline transport. Analyzed the main reasons of occurrence of the accidents and their probability. Based on the executed analysis constructed a «event tree » and provided recommendations for preventing accidents on the main pipeline.

Магистральные, промысловые и технологические газопроводы и нефтепроводы — это сложные инженерные конструкции, проложенные по всей России и эксплуатируемые в разных климатических условиях. Существование подземной, наземной, надземной прокладки трубопроводов, подводные переходы требуют специальных технологий строительства для соответствия необходимым параметрам долговечности и прочности.

Современные системы магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа за время своей эксплуатации подвергаются значительным нагрузкам как вне, так и внутри, что приводит к существенным авариям с выбросом нефтепродуктов, и, как следствие,к загрязнению окружающей среды и нанесению вреда здоровью людей. Однако наиболее безопасным способом транспортировки углеводородов все еще считается трубопроводный транспорт, по причине того, что потери при транспортировке с использованием этого вида транспорта минимальны.

Полностью исключить возможность возникновения аварий на любых производственных предприятиях нельзя. Поэтому крайне важно выявить и исследовать наиболее значимые факторы, которые могут привести к аварийным ситуациям и применять на практике меры для обеспечения безопасности.

В настоящий момент, согласно информации Ростехнадзора, на территории Российской Федерации расположена разветвленная система магистральных трубопроводов общей протяженностью около 259 400 км.

Анализ экологических рисков для предприятий по транспортировке углеводородов является ключевым элементом управления экологической и промышленной безопасностью и выступает основой для принятия решений по предотвращению аварий и ликвидации их последствий на опасных производственных объектах.

В таблице 1 приведена информация касательно динамики аварий на трубопроводном транспорте за

период с 2010 г. по 2014 г. Также в таблице приводится информация о случаях гибели людей вследствие произошедших аварий, в разрезе по годам.

Таблица 1 — Динамика показателей аварийности и несчастных случаев на объектах магистрального трубопроводного транспорта за 2010-2014 гг.

Год Аварии Несчастные случаи со смертельным исходом

Воспользовавшись классической формулой определения вероятности, можно вычислить вероятность гибели людей при аварийной ситуации:

где т — число благоприятствующих событию А исходов, п — число всех элементарных равновозмож-ных исходов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае аварии на магистральном трубопроводе вероятность гибели человека составляет 11,27%.

Из анализа литературы, посвященной исследованию аварий, становится ясно, что к наиболее значимым причинам аварийных отказов на линейной части магистральных нефтепроводов, которые могут привести к разгерметизации трубопроводов с выбросом большого количества нефти и нефтепродуктов, относятся:

— некачественное выполнение монтажных стыков, механические повреждения трубы (вмятины, царапины, задиры), нанесенные при строительстве;

— сквозные пробоины трубопровода, повреждения запорной арматуры, вантузов. манометрических приборов, а также повреждения в процессе капитального ремонта нефтепровода;

дефекты в металле труб, некачественная заводская сварка трубных швов, дефекты запорной арматуры и соединительных деталей трубопровода;

внутренняя коррозия вследствие перекачки обводненной нефти и нефти с агрессивными компо-

нентши, сплошная равномерная и неравномерная внешняя коррозия, возникающая вследствие естественного старения изоляционного покрытия или некачественного нанесения изоляции при строительстве;

— прочие причины, включая ошибки при эксплуатации.

Кроме разгерметизации трубопроводов по вышеприведенным причинам возможны прорывы трубопроводов из-за нарушений технологии перекачки ввиду ошибок оперативного и ремонтного персонала, остановок перекачки при резком исчезновении напряжения в сети электроснабжения.

В последнее время на магистральных нефтепроводах увеличилось число аварий, возникающих в результате внешнего механического воздействия на линейную часть нефтепровода, включающего силовое воздействие механическими средствами, несанкционированное и преднамеренное действие с целью хищения нефти. Анализ результатов расследования аварийных ситуаций, произошедших за последние годы на магистральных нефтепроводах, позволил выявить причины их возникновения. Факторами, влияющими на интенсивность аварий на магистральныхнефтепроводах, согласно данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, являются:

— брак строительства / изготовления;

— нарушение порядка проведения опасных работ.

В иллюстративном виде соотношение данных факторов приведено на рисунке 1.

■ Брак строительства/ изготовления

■ Нарушение порядка проведения опасных работ

Рис. 1 — Распределение аварий на магистральных нефтепроводах по причинам их возникновения

Из рисунка видно, что наибольшее количество аварий на магистральных нефтепроводах происходит из-за брака при строительстве (37%), на втором месте — конструктивные недостатки (18%). То есть можно сделать вывод, что причиной более 50% аварий служат факторы, которые можно устранить до ввода оборудования в эксплуатацию.

Основываясь на данныеизученных исследований и проведенный анализ, можно сделать вывод, что для предупреждения возникновения аварий на магистральных нефтепроводах и снижения их последст-вий,предприятиям, осуществляющим данные виды работ, необходимо проведение следующих мероприятий:

строго следить за выполнением приказа Ростехнадзора от 22.10.2009 № 883 «О распределении полномочий по организации надзорной деятельности за объектами магистрального трубопроводного транспорта»;

уделять особое внимание качеству построенных объектов;

подбирать и использовать новые технологии и материалы для обеспечения бесперебойной работы и надежной эксплуатации оборудования;

своевременно проводить профилактические и плановые работы по выявлению различных видов дефектов оборудования, их ремонт или замену;

— осуществлять контроль выполнения правил технической эксплуатации, качественно и своевременно выполнять аварийно-ремонтные и восстановительные работы;

— соблюдать требования техники безопасности и охраны труда и проводить на регулярной основе обучение, тестирование и тренировки персонала по специальной программе обучения действиям по локализации и ликвидации аварий, а также способам зашиты от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях.

Соблюдение и выполнение всех вышеуказанных пунктов позволит сэкономить капитальные затраты на локализацию, ликвидацию и ремонт аварий, которые могут произойти на магистральных нефтепроводах.

1. Отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому н атомному надзору. — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. — М.: 2011, 2012. 2013. 2014;

2. Чухаренов, Н.Р. Анализ развития аварийных ситуация при строительстве и эксплуатации трубопроводных систем в условиях Западной Сибири [Текст] / Р.В. Савин-ский, Блохина О.Л. // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — 2011. — № 12.

Расследование аварий

ПОРЯДОК УЧЕТА, РАССЛЕДОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ОТКАЗОВ И ПОВРЕЖДЕНИЙ ТРУБОПРОВОДОВ


9.1. Классификация аварий

9.1.1. Отказом трубопроводов промыслового сбора и транспорта продукции скважин считается нарушение работоспособности, связанное с внезапной полной или частичной остановкой трубопровода из-за нарушения герметичности трубопровода или запорной и регулирующей арматуры или из-за закупорки трубопровода.

9.1.2. Повреждением называется нарушение исправного состояния ПТ при сохранении его работоспособности и не сопровождаемое материальным и экологическим ущербом.

9.1.3. Отказы ПТ делятся на некатегорийные и категорийные, сопровождаемые несчастными случаями и пожарами.

К категорийным относятся отказы, которые расследуются в соответствии с инструкцией Госгортехнадзора России, а все остальные отказы — некатегорийные — расследуются в соответствии с РД 39-0147103-392-86.

9.1.4. Некатегорийные отказы подразделяются по видам нарушений:

разрывы и трещины по основному металлу труб, по продольным и кольцевым сварным швам;

негерметичность по причине коррозии внутренней и внешней;

негерметичность запорной и регулирующей арматуры;

потеря герметичности трубопровода от внешних механических воздействий;

потеря пропускной способности трубопровода из-за образования закупорок.

9.1.5. Некатегорийные отказы ПТ подразделяются на отказы 1-й и 2-й групп.

К отказам 1-й группы относятся отказы на внутриплощадочных напорных внутри- и межпромысловых нефтепроводах на участке от дожимной насосной станции (ДНС) до центрального пункта сбора (ЦПС) или от комплексного сборного пункта (КСП) и далее до магистральных нефтепроводов.

К отказам 2-й группы относятся отказы на газопроводах, на нефтесборных трубопроводах на участке от групповой замерной установки (ГЗУ) до ДНС, а также на водоводах.

9.2.1. Расследование отказов и повреждений ПТ проводится с использованием исследований: визуального (макроскопического), лабораторного (микроскопического), аналитического, экспертного и других методов.

9.2.2. Все отказы трубопроводов, происшедшие при приемосдаточных испытаниях, подлежат отдельному расследованию и учету.

9.2.3. Некатегорийные отказы 1-й группы расследуются постоянно действующей комиссией НГДУ, назначаемой приказом по НГДУ в составе заместителя начальника (председателя), а также специалистов подразделений эксплуатации (ремонта), техники безопасности, службы охраны окружающей среды, бухгалтерии.

9.2.4. Некатегорийные отказы 2-й группы расследуются постоянно действующей комиссией ЦДНГ в составе старшего инженера цеха (председателя), а также мастера (механика) цеха по ремонту трубопроводов, мастера по добыче нефти.

9.2.5. Отказы на выкидных линиях скважин до ГЗУ, а также повреждения на всех трубопроводах, выявленные в процессе эксплуатации, расследуются комиссией в составе механика (старшего инженера) цеха — председателя, мастера по добыче нефти или мастера по ремонту трубопроводов и оператора и регистрируются в журнале произвольной формы.

9.2.6. Повреждения, выявленные в процессе технического обслуживания (опрессовка, врезка и т.п.) и ремонта ПТ, должны устраняться в плановом порядке и учитываться в журнале планово-предупредительных работ.

9.2.7. К работе комиссий по техническому расследованию отказа (в зависимости от характера, причин и последствий) могут быть привлечены представители:

органов государственной пожарной охраны;

технической инспекции совета профсоюза;

органов Государственного санитарного надзора;

органов по использованию и охране водных ресурсов;

заводов — изготовителей труб и арматуры, если причиной отказа, повреждения явились заводские дефекты;

строительно-монтажных организаций, принимавших участие в строительстве данного трубопровода, если причиной отказа, повреждения явился брак, допущенный при строительстве;

проектных институтов, принимавших участие в проектировании данного трубопровода, если причиной отказа послужили недостатки проектных решений;

9.2.8. Комиссия обязана:

установить организационные и технические причины, вызвавшие аварию, и выявить конкретных виновников;

наметить необходимые мероприятия по предупреждению подобных аварий в дальнейшем;

по окончании расследования отказа составить, подписать и утвердить акт в 2 экземплярах по форме, указанной в прил.15.

9.2.9. В тех случаях, когда непосредственно на месте разрушения невозможно установить причину отказа трубопровода и металл трубы передается для лабораторного исследования, необходимо консервационной смазкой закрыть поверхность излома, не допускать ударов по металлу, сверления технологических отверстий, особенно в зонах очага разрушения.

9.2.10. Вырезка катушки или образцов из разрушившегося поврежденного трубопровода оформляется актом.

9.2.11. Первый экземпляр акта должен храниться в отделе, ответственном за учет и отчетность по авариям в НГДУ, второй — в цехе, где произошел отказ.

9.2.12. По результатам расследования некатегорийных отказов НГДУ при необходимости издает приказ или циркулярное письмо с указанием причины отказа, виновных лиц и мероприятий, подлежащих выполнению (со сроками и ответственными лицами), и доводит их до сведения своих подразделений с целью предупреждения подобных отказов.

Частичный или полный разрыв трубы

Полиэтилен обладает массой преимуществ перед сталью или чугуном, однако к ним не относится механическая прочность при внешнем ударном воздействии. Это самый частый вид повреждения, наряду с течью в узлах трубопровода. Как правило, он возникает в результате неосторожной работы экскаватора при рытье котлована или траншеи.

Прокладка полиэтиленовых трубопроводов не предусматривает специальных защитных мероприятий трубы от внешних воздействий, что и является причиной постоянных аварий.

Такой вид повреждения требует замены аварийного участка целым отрезком трубы с рабочим давлением не менее, чем давление в трубопроводе. Этот отрезок устраивается на двух электросварных муфтах.

Проблема воды в трубе

При проведении сварки полиэтиленовых трубопроводов зона сварки обязательна должна быть чистой и сухой. Наличие воды в трубе не является проблемой только при соединении труб механическим способом, с помощью специальных ремонтных или соединительных муфт для полиэтиленовых труб. А если вода попадает в зону сварки во время нагрева, образуется пар и избыточное давление, что приводит к нарушению сплавления материала, вплоть до появления сквозных каналов, делая соединение непригодным для эксплуатации.

Важно понимать, что даже несколько капель воды за короткое время сварки электросварной муфты (10-15 минут) способны свести на нет все усилия по подготовке соединения. И чем больше диаметр трубы, тем дороже обойдётся исправление ситуации.

Варианты решения проблемы с водой в трубе

Если задвижка не позволяет полностью перекрыть поток воды, не стоит терять время, надо просто отпустить болты на фланцевом соединении задвижки с трубой, тогда вода будет стекать в колодец, а не в трубу.

Если по какой-либо причине первый вариант не подходит, используют комплексное решение. Сначала высверливают в трубе дополнительное отверстие со стороны тока воды, опускают туда воздушную камеру и надувают её. После окончания сварочных работ камеру извлекают из трубы, а отверстие заваривают электросварной накладкой.

И, наконец, народный вариант. Если течение воды совсем невелико, прямо в трубе устраивается несколько заслонов из подручной глины, чего вполне хватает для быстрого проведения сварки. При подаче воды, глина легко вымывается.

Техническая простота такого решения никак не сказывается на его эффективности.

Последовательность действий при замене участка трубы

Мы не будем подробно рассматривать технологию ремонта полиэтиленовых труб, так как она в значительной степени состоит из технологии устройства электросварного соединения, опишем лишь самый распространённый способ ремонта замену повреждённого участка полиэтиленового трубопровода. В общем случае, такой ремонт можно разделить на несколько этапов. В качестве технолии сварочного соединения допускается применять сварку электросварными муфтами или в стык.

Внешний осмотр поврежденной полиэтиленовой трубы

Вначале следует тщательно осмотреть повреждённый участок. Помимо частичного или полного разрыва полиэтиленовой трубы, на ней могут также находиться другие повреждения: срезы, царапины, трещины. Согласно нормативным требованиям, глубина таких повреждений не должна превышать значения в 10% от толщины стенки трубы.

В противном случае, сечение считается ослабленным, и такой участок трубы также требует замены.

Подготовка вставки из трубы ПНД

После определения длины заменяемого участка трубы, его вырезают и подготавливают вставку аналогичного размера из неповрежденной трубы. Резка должна производиться под прямым углом к оси трубы, в противном случае спираль электросварной муфты может не везде соприкасаться с трубой, что вызовет её перегрев и перегорание во время сварки. Резать полиэтиленовую трубу можно специальным труборезом, или любым режущим инструментом, который пригоден для резки пластика (или дерева).

В качестве вставки может быть использован отрезок трубы из остатков на объекте, если труба хранилась в защищённом от прямого солнечного света месте, и срок хранения не превышает двух лет со дня изготовления полиэтиленовой трубы. Дата производства, как правило, указана в маркировке трубы. Если подходящего отрезка на объекте не нашлось, в любой специализированной организации, занимающейся ремонтом полиэтиленовых труб, таковой всегда найдётся.

Естественно, рабочее давление вставки должно быть не меньше рабочего давления в трубопроводе. А вот марка полиэтилена может быть отличной, но соседней по значению, это допускается при сварке электросварной муфтой.

Позиционирование электросварной муфты на трубе и сварка

Точное позиционирование достигается специальными отметками на концах труб, на расстоянии, равном половине длины муфты. Затем производится подготовка концов труб в соответствии с технологией сварки электросварной муфтой, устанавливаются муфты. Как правило, обе муфты насаживаются полностью на ремонтируемую трубу, а после установки вставки возвращаются в монтажное положение согласно отметкам.

Если ремонтируемая труба долгое время находилась в земле, то под тяжестью грунта её сечение приобретает овальную форму, что для больших диаметров может представлять серьёзную проблему при установке муфт. В этом случае овальность убирают скругляющими накладками, с механическим или гидравлическим приводом. Это дорогостоящие устройства, так что на практике для устранения овальности трубы нередко используют обычный домкрат в сочетании с монтажным поясом.

Иногда бывает достаточно наживить муфту на овальную трубу, и при дальнейшем её набивании полиэтиленовая труба выравнивается сама. Это в большей степени касается тонкостенных труб. Допускается также небольшой разогрев трубы строительным феном для приобретения ею большей пластичности.

С торцов трубы необходимо снять фаску, чтобы не повредить спираль муфты, также следует избегать ударов по муфте в зоне расположения сварочных клемм. После установки муфт в монтажное положение можно производить сварку.

Опрессовку трубопровода из полиэтилена можно производить как водой, так и воздухом. Во втором случае, после установки необходимого давления в системе, все соединения обмывают мыльным раствором. Если соединения герметичны, мыльный раствор не образует пузырьков, и ремонт произведён качественно.

Отказ в замене аварийного участка трубопровода

Ограничение объема аварийного выброса нефти из аварийного трубопровода является одним из важнейших направлений борьбы с экологическим ущербом, позволяющим на стадии проектирования определить разумный предел экологического риска, а также достаточно эффективно управлять процессом выброса продукта из аварийного участка трубопровода.

На стадии проектирования необходимо предусмотреть максимальный объем залпового выброса перекачиваемого продукта в каждом сечении трубопровода, исходя из условия его полного разрыва, а также возможности его быстрого сбора во временные хранилища.

В период эксплуатации аварийно-восстановительные службы оснащены специальными техническими средствами и материалами, которые позволяют в короткие сроки осуществить меры по ликвидации аварии.

При перекрытии полости аварийного участка трубопровода с нефтью без избыточного давления или опорожненного, герметизация внутренней полости осуществляется с помощью специально разработанных устройств герметизации «Кайман». В редких исключительных случаях допускается применение для герметизации глиняных тампонов, резиновых шаров, специальных тампонов-герметизаторов марки ПЗУ (в настоящее время ввиду объективных причин, связанных с безопасностью использования, применение данных средств ограничено или даже запрещено).

Локализация разлива нефти

На стадии проектирования с целью локализации нефти при отказе наиболее ответственных участков трубопровода подводных переходов предусматривается сооружение трубопроводов в виде конструкций труба в трубе, при которой нефть при разрыве трубопровода локализуется в межтрубном пространстве.

Для предотвращения растекания нефти по грунтовой поверхности на пути движения потоков нефти с помощью технических средств сооружаются дамбы, обвалования, создаются ямы-накопители (ловушки), дренажные траншеи, устанавливаются различные ограждения. Размеры сооружений и конструкций определяются условиями местности, размерами и интенсивностью потока.

Химические методы локализации нефти состоят в нанесении на поверхность растекающейся жидкости поверхностно-активных веществ (ПАВ) отвердителей, которые при контакте с нефтью изменяют физико-химические свойства жидкости: она густеет и перестает двигаться.

Локализация разлива нефти на водной поверхности осуществляется механическими способами с применением плавающих заграждений. Боновые заграждения используются для локализации нефти при скорости течения воды до 1.2 м/с и высотой волны до 0.6 м. При утечках нефти через боновые заграждения, за ними устанавливаются нефтепоглощающие сорбирующие ограждения.

Сбор разлитой нефти

Сбор основной массы нефти производится механическими методами с использованием с использованием специальных технических средств, остаточное количество нефти собирается с помощью сорбентов и диспергентов.

Сорбенты материалы, способные поглощать и удерживать нефть. Они классифицируются:

по материалу на минеральные и органические;

по типу сорбента на природные и синтетические;

по гидромеханическим свойствам на тонущие с поглощенной нефтью и плавающие на поверхности воды;

по состоянию поверхности на естественные и модифицированные.

Сорбент наносится на нефтяное пятно и после насыщения нефтью собирается одним из механических способов (нефтесборщиком, бульдозером, вручную и т.д.).

Способ нанесения сорбента на поверхность нефти зависит от вида сорбента. Порошки и гранулы наносятся на нефть путем их распыления струей воздуха или вручную. Количество сорбента определяется объемом оставшейся на поверхности грунта нефти.

Отработанный сорбент вывозится на специальные пункты, где он очищается для повторного использования (утилизируется), или уничтожается.

засыпать загрязненные участки, ямы-накопители, дренажные канавы с наличием в них нефти;

сжигать разлившуюся нефть на поверхности почвы;

снимать и вывозить в отвалы загрязненную почву.

Рекультивация загрязненных нефтью земель

Рекультивация загрязненных нефтью земель осуществляется агротехническими и биологическими методами.

При агротехнической рекультивации загрязненных нефтью почв используются следующие агротехнические приемы:

послойная механическая обработка замазученного слоя для улучшения аэрации почвы;

внесение органических и минеральных удобрений для оптимизации пищевого режима;

известкование или гипсование для нейтрализации почвенной кислотности или щелочности;

регулирование водного режима почвы с помощью влагонакопительной агротехники или орошения.

При послойной механической обработке глубина, кратность (интенсивность) обработки почвы и выбор почвообрабатывающих машин зависит от глубины проникновения нефти и степени загрязнения.

Технология внесения органических и минеральных удобрений должна обеспечивать равномерное их распределение по всему пахотному участку.

На почвах, имеющих pH солевой вытяжки < 5,4 проводится известкование, а при содержании обменного натрия в составе поглощающего компонента почвы более 10% требуется гипсование. Нормы извести и гипса следует рассчитывать согласно рекомендаций агрохимслужб.

Влагонакопительные мероприятия должны обеспечивать максимальное впитывание влаги, атмосферных осадков и талых вод, сокращение поверхностного стока.

Терминология по техническому развитию и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта Аварии и отказы

Аварийно-восстановительная служба (АВС) – подразделение, выполняющее плановые мероприятия технического обслуживания (кроме капитального ремонта, в т.ч. проверка задвижек, проверка глубины заложения, контроль проведения работ посторонними организациями, вырубка растительности вдоль трубопровода, выборочный ремонт и т.п.) и аварийно-восстановительный ремонт линейной части МН. АВС находятся на НПС и подчиняются РНУ. Используются 3 группы оснащения АВС при возникновении аварий: I для н/п диаметром до 580 мм; II – 720-820 мм; III – 10201220 мм.

Авария на магистральном трубопроводе нарушение герметичности трубопровода (утечка нефти), либо произвольное отклонение от основных параметров режима перекачки (давление, производительность).

Авария на МН внезапный вылив или истечение нефти в результате полного разрушения или частичного повреждения трубопровода, его элементов, резервуаров, оборудования и устройств, сопровождаемые одним или несколькими событиями.

Авария (на объектах МН) – событие, связанное с возникновением неконтролируемой утечки транспортируемого продукта в результате неправильных действий персонала, разрушения или повреждения.

Аварийный разлив нефти – нефть, разлившаяся на поверхности водного объекта в результате разгерметизации трубопровода.

АВБ – Аварийно-восстановительная бригада.

АВП Аварийно-восстановительный пункт. Старое название. Новое – АВС.

АВР – аварийно-восстановительные работы.

АВР автоматическое включение резерва.

АВР на ПОЗ автоматическое включение резервного насосного агрегата на полностью открытую задвижку.

АВС – Аварийно-восстановительная служба.

АРС – Аварийно-ремонтная служба. Старое название. Новое – АВС.

БЗ – боновые заграждения.

Боновые заграждения (БЗ) – оборудование для локализации аварии, предотвращающее разлив нефти по поверхности открытого водоема (в основном, реки). Устанавливаются на акватории реки под углом к динамической оси потока, вдоль которого происходит распространение нефтяного пятна. Бывают следующих видов: зимние, летние, направляющие, негорючие, улавливающие.

Направляющие БЗ применяются только для смещения нефтяного пятна. Улавливающие БЗ применяются для локализации и сбора нефти.

  • Сплошная (общая) зависит от скорости протекания процесса бывает равномерной, неравномерной, избирательной.
  • Местная охватывает отдельные участки поверхности металла и имеет вид пятен, язв (раковин), точечных поражений (питтингов), свищей и т.п.

ВМ – взрывчатые материалы.

Внезапный отказ – отказ, характеризующийся скачкообразным изменением одного или нескольких заданных параметров объекта.

Вынужденный отказ технологической системы отказ технологической системы, вызванный нарушением регламентированных внешних условий.

Вязкий излом образуется в результате сдвига (среза), когда предшествующая разрушению деформация велика и происходит в значительном объёме.

Геологические условия – тип грунтов, в которых уложен участок трубопровода, а также их просадочность. См. Грунт, Виды грунтов.

Дамба гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоёмов и водотоков, для направленного отклонения потока воды (ГОСТ 19185-73).

Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Диспергент химическое соединение, предназначенное для рассеивания (эмульгирования) плавучих пленок в большом объеме воды.

Зона, обслуживаемая пунктом A (B) – участок сети МН с имеющимися подводными переходами, объединенными по принципу возможности доставки к ним сил и технических средств из пункта A (B).

Зоны усталостного излома:

  • Зона зарождения и продвижения усталостной трещины образуется со стороны поверхностного концентратора напряжения (усиление сварного шва. риска, царапины, вмятины, закаты), имеют более гладкий и светлый микрорельеф, чем зона механического дорыва.
  • Зона механического дорыва имеет волокнистое, шиферное строение, более темного, мало отличающееся по своему виду от хрупкого излома при статическом разрушении.

Инцидент на МН отказ или повреждение оборудования технических устройств, применяемых на объектах, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на объектах МН.

Исправное состояние состояние объекта при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (ГОСТ 27.002-89).

Исправность – состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям НТ и КД.

Конструкционный отказ – отказ, возникший в результате несовершенства или нарушения установленных правил и (или) норм конструирования объекта.

Коррозионное растрескивание коррозия металла при одновременном воздействии коррозионной среды и внешних или внутренних механических напряжений растяжения с образованием транскристаллитных или межкристаллитных трещин. Имеет место в карбонато-бикарбонатных средах и происходит под отслоившейся противокоррозионной изоляцией. На поверхности объекта в этом месте видны отложения белого и серо-желтого цвета, признаков интенсивной общей коррозии нет.

См. также Наводораживание.

Коррозионно-усталостный излом аналогичен усталостному излому с явными признаками избирательной коррозии в виде отложений тёмно-бурого, чёрного цвета. Связана развитием коррозионного процесса в вершине коррозионно-механической трещины, зарождающейся, как правило, в местах геометрического концентратора напряжений (вмятины, риски, язвы локальной коррозии, сварной шов, и др.)

Критерий отказа – признак или совокупность признаков неработоспособного состояния объекта, установленное в НТ и КД.

Локализация аварийного разлива нефти – проведение комплекса мероприятий по ограничению распространения нефти по водной поверхности, а также придание потоку нефти заданного направления перемещения.

Механизм отказа – совокупность физических и (или) химических или других процессов, приводящих к возникновению отказа объекта.

Момент отказа – момент перехода объекта из работоспособного состояния в неработоспособное.

Наводораживание – сульфидное растрескивание металла под напряжением. См. также Коррозионное растрескивание.

Надежность МН свойство МН выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.

Неисправность – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТ и КД.

Неисправное состояние состояние объекта, при котором он не соответствует, хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. (ГОСТ 27.002-89).

Неработоспособность состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТ и КД.

Нефтяной сорбент (далее сорбент) – органические или минеральные материалы, способные избирательно поглощать углеводороды нефти, разлитой по водной поверхности (например, торф, солома). Существуют следующие виды сорбентов:

  • Дисперсные сорбенты гранулы, крошка, порошкообразные, отдельные волокна или частицы. Рекомендуются к применению самостоятельно при скорости течении воды, близкой к нулю.
  • Волокнистые сорбенты нефтепоглощающие маты, рулоны, полотнища. Могут применяться как при отсутствии течения воды, так и при его наличии, и, в зависимости от скорости течения, как самостоятельно, так и совместно с ограждающими устройствами (боны и т.п.) для очистки водной поверхности и защиты прибрежной зоны.

НТД нормативно-техническая документация.

ОАВП Опорный аварийно-восстановительный пункт.

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объектов.

Очаг разрушения место начала разрушения.

Параметрический отказ технологических систем – отказ технологической системы, в результате которого сохраняется функционирование, но происходит выход значений одного или нескольких показателей качества эксплуатации и (или) ритма производительности за пределы, установленные НТД.

ПЛА – план ликвидации аварии.

ПЛВА план ликвидации возможных аварий.

Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния (эксплуатация трубопроводов в этом случае возможна, но связана с опасностью аварии в повреждённом месте ).

Подводный переход магистрального нефтепровода (ППМН) линейная часть нефтепровода со всеми сооружениями, проходящие через водные преграды. Другое определение: участок нефтепровода, проложенного через реку или водоем шириной в межень более 25 м.

Последствия отказа – явления, процессы, события и состояния, обусловленные возникновением отказа объекта.

Постепенный отказ – отказ, характеризующийся постепенным изменением одного или нескольких заданных параметров объекта.

ППМН – подводный переход магистрального нефтепровода.

ППУ – передвижная паровая установка. Используется для теплоснабжения.

Признак отказа – непосредственное или косвенное воздействие на органы чувств, обусловленное явлениями и процессами, характерными для неработоспособного состояния объекта.

Причины отказа – явления, процессы, события и состояния, обусловившие возникновение отказа объекта.

Проектный отказ – отказ, возникший вследствие нарушения установленных правил и (или) норм проектирования.

Пункт А – пункт размещения минимального комплекта сил и технических средств для локализации и ликвидации разлившейся нефти и сдерживания развития аварии.

Пункт B – пункт размещения расширенного комплекта сил и технических средств для локализации, сбора и ликвидации разлившейся нефти.

Работоспособность – состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТ и КД (ГОСТ 27.002-89).

Ремонт комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности объекта и восстановлению ресурсов объекта или их составных частей (ГОСТ 18322-78).

Рубеж задержания – технологический элемент системы локализации аварийного разлива нефти, выполненный с применением боновых заграждений путем их установки в акватории реки.

Скиммеры – нефтесборщики. Бывают следующих видов:

  • для быстротекущих рек;

Смешанный излом образуется при комбинированном характере разрушения, когда в центральной части толщины стенки имеется участок излома хрупкого типа, а остальные части степени разрушаются вязко .Излом следует считать смешанным , если суммарная толщина губ среза превышает 20 % от номинальной толщины стенки труб.

Стационарный рубеж задержания – специальная конструкция, служащая для локализации аварийного разлива нефти.

Собственный отказ технологической системы отказ технологической системы, вызванный изменением состояния ее составных частей и (или) нарушением функциональных связей между ними.

Сорбент – поглотитель (обычно жидкий или твердый). См. Нефтяной сорбент.

СППТР Специализированное подразделение подводно-технических работ.

СПТ – система пожаротушения.

СУПЛАВ Специализированное управление по предотвращению и ликвидации аварий. Ориентируются на ликвидацию аварий на ППМН.

Технический коридор – 1) система параллельного положения трубопроводов по одной трассе предназначенных для транспортировки нефти или газа (СН и П 2.05.06-85); 2) территория, по которой проходит нефтепровод или система параллельно проложенных трубопроводов и коммуникаций, ограниченная с двух сторон охранными зонами.

Техническое обслуживание комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использованию по назначению, ожидании, хранении и транспортировки (ГОСТ 18322-78).

Технологические риски – опасности, которые могут привести к выходу трубопровода из строя.

Типы излома хрупкий, вязкий, смешанный, усталостный, коррозионно-усталостный, коррозионное растрескивание, а также электрохимическая коррозия.

Угол установки боновых заграждений – угол между боновым заграждением и динамической осью потока реки.

Удержание нефти боновыми заграждениями – способность различных типов боновых заграждений задерживать распространение нефти, накапливая ее до определенного количества в ограниченном ими пространстве.

Усталый излом характеризуется наличием отдельных зон, внешне отличающихся микрорельефом. Отсутствует утонение кромок разрыва, плоскость излома образует 90° с поверхностью металла. Образуется обычно в зоне очага разрушения, начинается с поверхности (в основном с концентратов напряжений) и имеет макрохрупкий характер.

УТЗ учебно-тренировочные занятия.

Функциональный отказ технологической системы – отказ технологической системы, в результате которого наступает прекращение функционирования в период, не предусмотренный регламентированными условиями производства и технологической документации.

Характер отказа – конкретные изменения, обусловленные переходом объекта в неработоспособное состояние.

  • Характеристика местности – уклон или изменение уклона (для пересеченной местности), равнина, характеристика поверхностного слоя: трава, пашня, кустарник, лес, болото и пр.

Хрупкий излом представляет собой плоскость скола, перпендикулярную поверхности металла. Утоньшение кромок разрыва отсутствует, поверхность излома имеет явно выраженную кристаллическую структуру. Кристалличность в изломе является основным признаком хрупкого разрушения.

ЦАРС – Центральная аварийно-ремонтная служба.

Электрохимическая коррозия (коррозионное разрушение) возникает под действием коррозионно-активной среды, разнообразна по характеру.

Экологические риски – потенциальные воздействия на окружающую среду в результате аварии на трубопроводе.

Эксплуатационный отказ отказ, возникший вследствие нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта.

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

четырнадцать + четыре =