Противоречие данных кадастра правилам застройки и землепользования


Правила застройки и землепользования 2022 : что это и зачем они нужны

Любая градостроительная деятельность требует соблюдения строгих условий застройки территории, выдерживания четкого плана, сохранения объектов культурного наследия и окружающей среды. С этой целью органы местного самоуправления разрабатывают ПЗЗ – свод правил застройки и землепользования. Давайте разберемся, что такое правила застройки и землепользования, кем они утверждаются и какие цели преследуют.

Общая информация о землепользовании

Под термином “землепользование” теория градостроения понимает распоряжение ресурсами земельного фонда и их эксплуатацию различными способами, в зависимости от целевого назначения земель.

В соответствии со ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 , осуществляется землепользование на муниципальном уровне – именно к компетенции местной власти закон относит вопросы определения правил и условий эксплуатации земельного фонда. В рамках этой работы местные власти:

  • Утверждают генеральные планы поселений и документацию по планировке территорий.
  • Осуществляют градостроительное зонирование.
  • Выдают разрешения на строительство и ввод сооружений в эксплуатацию.
  • Утверждают местные нормативы градостроительного проектирования.
  • Резервируют и изымают земли для муниципальных нужд.
  • Осуществляют муниципальный земельный контроль.
  • Утверждают местные правила застройки и землепользования (ПЗЗ) и так далее.
  • Вся указанная деятельность регулируется местными нормативно-правовыми актами.

    Одним из главных нормативно-правовых актов являются правила застройки и землепользования, поэтому пришло время разобраться, что такое ПЗЗ в землепользовании.

    Общая информация о правилах застройки и землепользования

    В общем виде можно представить немало форм землепользования – это и использование в сельскохозяйственных целях, и в целях обустройства природоохранных зон, и даже для создания искусственных водоемов.

    Рекомендуем!  Что такое бессрочный договор аренды земельного участка и кто может претендовать на подобное

    Но в рассматриваемом случае землепользование – это в первую очередь градостроительное освоение/застройка с целью устойчивого развития муниципальных территорий. Потому правила и землепользования, и застройки в рамках муниципалитета неразрывно связаны.

    Пп. 8 п. 1 ст. 1 ГрК помогает понять, что такое ПЗЗ земельного участка. Это некий градостроительный устав, определяющий правила, условия и порядок деления и планировки земель в пределах конкретного населенного пункта с целью его дальнейшей застройки или иного развития муниципальной территории.

    Необходимость в утверждении свода правил установлена не только Градостроительным, но и Земельным кодексом. Этими правилами определяются:

    • границы любого земельного участка на территории поселения;
    • их правовой режим, целевое и разрешенное использование;
    • отнесение конкретного земельного участка к конкретной зоне (карта градостроительного зонирования); в пределах зоны;
    • границы населенного пункта, расположение инфраструктурных объектов, дороги, генеральный план поселения и так далее.

    Как упоминалось выше, ПЗЗ принимаются муниципальной властью для каждого конкретного поселения отдельно и утверждаются градостроительным или архитектурным комитетом субъекта.

    Тем, кто интересуется, как получить ПЗЗ на земельный участок, подскажем: такие документы обычно размещаются на сайтах муниципальных образований.

    В некоторых населенных пунктах выписка из ПЗЗ предоставляется даже на сайте Госуслуги. Например, здесь можно получить выписку для Брянска.

    Сам документ, как правило, состоит из трех частей, нескольких десятков статей и приложений к нему. Как правило, это:

  • Общая часть, включающая порядок применения утвержденных градостроительных нормативов и условия внесения в них изменений.
  • Графическая часть, включающая карту градостроительного зонирования (деления территорий на зоны землепользования).
  • Специальная часть – регламенты градостроения.
  • Остановимся на составляющих ПЗЗ подробнее.

    Общая часть: применение ПЗЗ

    Общая теоретическая часть ПЗЗ в первую очередь должна устанавливать порядок применения правил. Согласно ч. 3 ст. 30 ГрК, такой порядок определяет условия:

    • регулирования застройки территорий муниципального образования;
    • внесения изменений в порядок и цели использования;
    • проведения планировки территорий и подготовки документации по ней;
    • проведения общественных слушаний, на которых утверждаются новые правила землепользования и застройки для городской территории и так далее.

    Общая часть, как правило, содержит:

    • пределы действия ПЗЗ и расшифровку используемых в нем понятий;
    • соотношение утвержденных правил с иной градостроительной документацией;
    • принципы градостроительной деятельности и условия работы комиссии по землепользованию;
    • порядок проведения градостроительной подготовки;
    • порядок предоставления земли гражданам в пользование;
    • условия резервирования земель, выдачи разрешений на строительство;
    • виды и порядок разрешений на ввод строений в эксплуатацию и подобные нормативы.

    Теоретическая часть, по сути, является основной, так как конкретные правила использования муниципальных земель установлены именно в ней. Использование графической части осуществляется по условиям общей части.

    Графическая часть: карта зонирования

    Вторая, графическая часть ПЗЗ – это карта землепользования и застройки. Согласно п. 4 ст. 30 ГрК, она определяет границы территориальных зон и относит к таким зонам конкретные земельные участки.

    Речь идет о зонах, в пределах которых расположены участки одного целевого назначения и вида использования. Внесение в одну зону разных участков или формирование из них одного надела не допускается.

    Карта должна включать:

    • границы территорий населенных пунктов, находящихся в компетенции муниципального образования;
    • пределы зон застройки и ведения хозяйственной деятельности, масштабы застройки;
    • зоны с особыми правилами эксплуатации;
    • пределы санитарных, водных, прибрежных территорий и береговых полос;
    • пределы территорий, имеющих особое культурное или историческое значение;
    • пределы зон исторических поселений местного значения и так далее.

    Графическая часть может быть исполнена на нескольких картах, в зависимости от размещенных на ней зон.

    Если речь идет о крупных городах, то деление производится по городским округам или районам. Например, здесь можно посмотреть зонирование в пределах СВАО г. Москвы.

    Подробнее о том, как составляются такие карты, читайте в материале «Картография земельных участков».

    Специальная часть: регламенты градостроения

    В соответствии со ст. 36 ГрК, регламенты определяют правовой режим в отношении участка, входящего в состав конкретной зоны. В отношении каждой зоны принимается собственный регламент.

    Как правило, проект застройки и землепользования включает в себя ряд обособленных территориальных зон, деление на которые происходит с учетом целевого назначения земель и видов их разрешенного/фактического использования.

    Кроме того, учитываются особенности участков и их целевая сочетаемость для возможного объединения близких наделов в пределах одной зоны.

    В отношении каждой зоны, учитывая данные, которые содержит генеральный план, регламенты градостроения должны установить:

    • формы пользования и целевое назначение конкретных участков в пределах зоны;
    • предельные размеры участков;
    • допустимые масштабы застройки/реконструкции объектов строительства;
    • ограничения относительно назначения и пользования участками.

    Обращаем внимание, что регламенты не включают:

    • земли, имеющие культурную и историческую ценность;
    • земли общественного использования;
    • территории добычи полезных ископаемых;
    • земли лесного и водного фонда;
    • особо охраняемые территории;
    • сельскохозяйственные земли.

    Порядок подготовки ПЗЗ

    Местные правила застройки и землепользования разрабатываются в соответствии со ст. 31 ГрК. Они могут создаваться в отношении всех территорий муниципального поселения либо его частей с учетом:

    • положений генерального плана города или поселения;
    • условий технической документации;
    • вопросов общественных обсуждений и публичных слушаний.

    Решение о разработке ПЗЗ в пределах населенного пункта принимается главой местной администрации, который определяет этапы разработки ПЗЗ, порядок и сроки проведения подготовительных работ.

    Одновременно с принятием решения о разработке Правил, глава администрации устанавливает поименный состав и регламент деятельности комиссии по разработке ПЗЗ. Она же будет инициатором общественных обсуждений разрабатываемого проекта.

    Через 10 дней принятое решение публикуется на сайте администрации или распространяется иными средствами массовой информации. В сообщении о принятии решения также приводится:

    • состав комиссии по подготовке ПЗЗ;
    • этапы осуществления зонирования территорий населенного пункта;
    • порядок и предварительный срок разработки проекта Правил;
    • правила направления комиссии предложений от заинтересованных лиц и прочая важная информация.

    После разработки проекта Правил орган местного самоуправления проводит их проверку на предмет соответствия генеральному плану и техническим регламентам.

    Утвержденный проект направляется главе поселения, а в случае обнаружения несоответствий возвращается комиссии на доработку.

    Глава поселения в 10-дневный срок с момента получения проекта Правил назначает его общественное обсуждение. Порядок проведения обсуждений тоже устанавливается на местном уровне, его длительность составляет 2-4 месяца.

    По их результатам комиссия вносит в проект необходимые изменения, после чего вновь направляет его мэру или иному чиновнику, возглавляющему администрацию. Тот в 15-дневный срок решает: направить проект на утверждение местного совета или вернуть на доработку.

    Порядок утверждения ПЗЗ

    В соответствии со ст. 32 ГрК, проект Правил утверждается представительным органом местного самоуправления – городским советом. Утверждение должно происходить с учетом вопросов и предложений, внесенных общественностью на слушаниях.

    По результатам его рассмотрения в местном совете депутаты могут либо утвердить и принять проект, либо вернуть его главе администрации на доработку. В случае утверждения ПЗЗ подлежат опубликованию на сайте муниципального образования или публикуются для публичного доступа иным образом.

    Если ПЗЗ затрагивают права граждан или организаций, заинтересованные лица вправе оспорить их в суде. Правом на оспаривание также наделены органы государственной и региональной власти, но лишь тогда, когда Правила противоречат схемам территориального планирования региона или страны.

    В 10-дневный срок с момента утверждения ПЗЗ должны быть опубликованы в системе ФГИС . С помощью этой поисковой системы легко узнать, где найти ПЗЗ или где выписка.

    После утверждения Правил получить актуальную информацию из ПЗЗ можно в градостроительном управлении / департаменте местной администрации либо через МФЦ и сайт Госуслуги.

    Поскольку сам документ довольно объемен, выписка предоставляется лишь в отношении запрашиваемых данных. Форма заявления на ее выдачу обычно устанавливается местным административным регламентом.

    Образец выписки из правил землепользования и застройки:

    Если выписка требуется в отношении конкретного участка, то в заявлении обычно указываются:

    • кадастровый номер;
    • общая площадь; ;
    • адрес расположения;
    • прочие идентифицирующие данные.

    Такая выписка, в свою очередь, будет содержать все актуальные данные относительно условий пользования землей, ее размера, возможности изменения вида использования и прочую информацию.

    Порядок внесения изменений в ПЗЗ

    Согласно ст. 33 ГрК, закон допускает внесение изменений в правила землепользования и застройки в следующих случаях:

    • обнаружение расхождений между ПЗЗ и планом территориальной застройки, перепланировки;
    • обжалование Правил;
    • расширение/уменьшение территории поселения.

    Как правило, ходатайства о правках вносятся государственными, региональными или местными органами исполнительной власти, если принятые Правила препятствуют функционированию или сооружению объектов, находящихся в их ведении.

    Однако закон не исключает возможности внесения изменений по инициативе частных физических лиц и организаций. Изменение ПЗЗ в отношении земельного участка по инициативе граждан возможно в случае, если в результате применения Правил:

    • земли и объекты строительства используются неэффективно;
    • причиняется вред собственникам или иным лицам, которые обладают правами на землю и объекты строительства;
    • снижается стоимость земли;
    • правообладатели не могут полностью реализовать принадлежащие им права.

    Ходатайство о правках направляется на адрес комиссии, которая в течение 30 дней рассматривает вопрос и подготавливает заключение по нему о необходимости внесения изменений либо об отказе.

    Алгоритм подготовки и утверждения идентичен порядку принятия новых ПЗЗ, только без проведения общественных слушаний.

    Какие территориальные зоны бывают

    Пришло время выяснить, какие зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки. Обычно они устанавливаются градостроительными регламентами с учетом вида использования и делятся на:

  • Зоны жилой застройки, которые, в свою очередь, подразделяются на зоны разной этажности застроек.
  • Общественно-деловые зоны, где располагаются учреждения образования и здравоохранения, коммерческие и государственные организации, спортивные объекты и так далее.
  • Рекреационные зоны: леса, пляжи, зеленые зоны.
  • Производственные зоны: коммунальные и частные производственные предприятия.
  • Зоны транспортно-инженерной инфраструктуры: дороги, железнодорожные пути, зоны расположения инженерных коммуникаций.
  • Зоны сельскохозяйственных участков: садовое, дачное, крестьянско-фермерское хозяйство, агропроизводственные зоны.
  • Специальные зоны: для размещения кладбищ и прочие.
  • Для определения таких зон правила землепользования и застройки муниципального образования требуют проведения предварительного зонирования.

    Кадастровые кварталы и ПЗЗ

    Правила землепользования имеют огромное значение и для кадастрового учета: градостроительная документация активно используется подразделениями Росреестра для проведения кадастрового учета.

    Одним из этапов кадастрового учета является дополнительное зонирование территорий и их разделение на определенные территории в зависимости от их целевого назначения и использования.

    Наименьшей единицей кадастрового учета является кадастровый квартал. Обычно он включает в себя небольшие населенные пункты, городские районы и прочие территории.

    Заключение

    В заключение еще раз подчеркнем огромное значение Правил застройки и землепользования для градостроительной деятельности. Этими правилами утверждается порядок, условия, способы и особенности использования земель в пределах конкретного населенного пункта для проведения застройки и развития территорий. Правила обязательны для всех, кто хочет получить землю, застроить ее, провести межевание или изменить вид использования.

    Они принимаются органами муниципальной власти и распространяются исключительно на ее земли. Если граждане не согласны с принятыми нормативами либо правила нарушают их права, можно оспорить ПЗЗ в суде.

    Перечень правил землепользования и застройки

    Градостроительство

    Автор zazemly На чтение 9 мин Просмотров 18 Опубликовано 23.10.2020

    Перед тем как построить новый жилой район, архитекторы города открывают правила землепользования и застройки. В данном акте отражаются нормативные указы, касающиеся зонирования поселения. Чтобы возвести новое здание, необходимо проверить, в какой территориальной черте оно будет находиться.

    План землепользования и застройки раскрывает понятие, на каких площадях можно вести строительство. Можно также увидеть сущность градостроительства, который важен для застройщика.

    Содержание

    Правила застройки и землепользования: основной источник, порядок подготовки

    Основным источником правил является Градостроительный кодекс РФ. Правовые указы устанавливаются в каждом городе местными властями, они влияют на земельные вопросы. Подготовка проходит в соответствии со Статьей 30 ГрК РФ.

    Правила проведения землепользования и застройки — это документ, необходимый для регулирования отношений государства и застройщиков. Они влияют на природопользование в нашей стране.

    Градостроительное зонирование подробно описывается в исходной бумаге. В ней рассматривается деление на территории. Из правил землепользования можно узнать, как применять их на практике, если есть изменения, то в каком порядке их вносить.

    Подготовка документа проходит относительно всех территорий страны. К ним относятся близлежащие округа. Поселения тоже участвуют в формировании актов.

    Все изменения, проходящие в городах в связи со строительством, учитываются при подготовке бумаги. Должен существовать план городского заселения. Если его нет, то вся информация заносится в правила.

    Когда государство планирует изменение новых площадей, которые находятся между жилыми массивами, то они тоже включаются в разработку документа.

    Территориальные органы власти разрабатывают порядок землепользования и с целью:

  • Создать необходимые условия для развития поселений, при этом не нарушить целостность окружающей среды. Нельзя причинять вред объектам исторического наследия.
  • Поддержания прав владельцев земли, а также юридических лиц, ведущих капитальное строительство.
  • Необходимо постоянно искать новые инвестиции. Выбор использования земельных наделов для бизнеса способствует привлечению новых инвесторов.
  • Основной целью создания правил является устранение разногласий между государственной властью и населением.

    Порядок подготовки свода положений о застройке учитывает пункты о территориальном планировании. Соблюдаются технические регламенты и нормы. Проводятся общественные обсуждения, они также играют роль в этапе подготовки.

    Они не учитываются только в случае застройки территорий, находящихся в непосредственной близости к аэродромам. Существуют некоторые ограничения в использовании таких зданий. Они должны находиться на определенном расстоянии, не создавая помех самолетам при взлете и посадке.

    На первоначальном этапе нужно обеспечить размещение федеральных объектов на планируемых территориях. Также должны учитываться региональные объекты. Местные размещают в соответствии с актами.

    Не берут в расчет только линейные объекты.

    Подготовительный этап может проходить даже при отсутствии плана округа. Решение принимает глава администрации. Он должен установить этапы зонирования на территориях округа.

    Нужно определить сроки, за которые подготовительные работы должны завершиться.

    Читайте также: Понятие генерального плана

    Главой администрации должно приниматься решение о создании комиссии для подготовки проекта положений о землепользовании. Необходимо определить состав группы и продолжительность работы. Комиссия может организовывать общественные собрания.

    Должен быть установлен порядок передачи предложений от граждан.

    После общественных обсуждений, комиссия имеет право учесть мнение граждан и внести определенные изменения в проект.

    Через неделю местные органы власти должны известить о своем решении создания проекта население, разместить информацию в интернете и других ресурсах.

    Если проект касается исторических поселений, тогда он должен быть согласован с федеральными органами власти, которые имеют полномочия РФ в области охраны и использования культурного наследия и ценностей. Уполномоченные сотрудники могут внести изменения в свод правил землепользования и застройки.

    Виды территориальных зон

    Градостроительное зонирование предполагает выделение специальных зон:

    • Жилые: индивидуальные и многоэтажные дома.
    • Общественно-деловые: офисы, университеты.
    • Производственные: заводы, фабрики, складские комплексы.
    • Инженерные: транспортные депо, вокзалы, СТО.
    • Рекреационные: свалки.
    • Особо охраняемые: секретные цеха для особых разработок.
    • Военные: гарнизоны и военные части.
  • Жилые.К ним относятся районы индивидуальных домов, отдельные зоны малоэтажных домов и среднеэтажных. Существуют районы многоэтажек.В жилых зонах можно размещать отдельно стоящие социальные постройки, школы, детские сады. Больницы тоже располагаются отдельно от жилых массивов. В жилых районах должны быть стоянки для автомобилей, места для садоводства.
  • Общественно-деловые – это зоны коммерческого назначения, предназначенные для решения рабочих вопросов. На них находятся объекты производства и предпринимательства. Они предназначаются также для культурных объектов, больниц. К данной группе относятся ресторанные объекты, высшие учебные заведения, гостиничные комплексы.
  • Производственные подразделяются на коммунальные зоны. На них находятся склады и коммунальные объекты. К данной группе относятся здания для оптовой торговли и транспортные мастерские. Данные территории созданы для размещения объектов промышленного и коммунального назначения. Существует санитарная зона, ее благоустройство осуществляют собственники своими силами. В таком месте нельзя возводить жилые дома, школы и детские сады.
  • Инженерные зоны и транспортные инфраструктуры.
  • В них сосредоточены сооружения и различные коммуникационные системы для всех доступных видов транспорта. К этой группе относятся речной, железнодорожный и автомобильный вид. Важным моментом при возведении объектов на данной территории является соблюдение необходимого расстояния до границы жилого сектора.

    Экологи следят, чтобы транспортные структуры не наносили вред здоровью граждан. Если объекты могут быть вредны для окружающих, то их выносят за пределы города. Также существуют пашни, земли, занятые виноградниками, предназначенные для пастбищ.

    Данные территории должны использоваться строго по назначению и следовать генеральному плану по застройкам.

  • Рекреационного назначения: для создания городских свалок.
  • Особо охраняемые зоны: военные подразделения, засекреченные базы, например, ракетные.
  • Социальное назначение территорий. Они используются для скопления жителей на данной территории. Примером могут быть парки, культурные учреждения.
  • Зоны для военных объектов. Они представляют собой территории для особого вида использования. Они появляются в границах населенных пунктов. Расположение зависит от нормативов, установленных органами местной власти. Существуют специальные правила для строительства военных построек.
  • Читайте также: Что регулирует статья 55 Градостроительного кодекса РФ

    Краткое описание статьи 30 ГрК РФ

    В Статье 30 ГрК описываются цели создания правил землеустройства.

    Чтобы развивать территории для культурных учреждений, сохранять в целостности исторические наследие, необходимо создавать благоприятные условия. Нужны определенные условия, чтобы планировать застройку муниципальными образованиями свободных территорий.

    Следует защищать права и поддерживать интересы собственников участков, мотивируя граждан на капитальное строительство. Чтобы привлечь инвестиции в проекты, нужны определенные выгодные условия для инвесторов. Государство для этого дает возможность выбирать вид использования земель, если это не противоречит закону.

    В правила входят пункты, содержащие:

  • Последовательность применения правил, возможность их изменений.
  • Обязательно должна присутствовать карта зонирования.
  • Наличие регламентов по городскому строительству.
  • Существует определенный порядок применения законов землепользования. Он состоит из шести положений.

  • Местное самоуправление должно регулировать застройки.
  • Физические и юридические лица могут вносить свои изменения в использовании земельных ресурсов.
  • Этап подготовки необходимых документов для планирования наделов.
  • Внесение конкретных изменений в документацию.
  • Этап проведения общественных мероприятий и обсуждений.
  • Контроль за другими вопросами застройки.
  • На карте зонирования должны быть установлены границы различных зон. Каждый участок может принадлежать только к одной территориальной зоне. Нельзя объединять наделы в один, если они находятся на разных зонах.

    Карты должны содержать границы всех населенных пунктов, территории, предназначенные для промышленной деятельности.

    Существует приложение к данному документу, в нем прописаны все границы, графическое описание. Данные необходимы для Росреестра.

    Взаимодействие статьи с другими нормами

    Законодательство РФ установило ограничения на использование территорий, где находятся объекты капитального строительства. В Федеральном законе от 2016 года есть подпункт 4, в котором говорится, какие существуют показатели обеспеченности минимальными инфраструктурами. Рассчитывается показатель удаленности от населения транспортной, социальной инфраструктур.

    Определяется максимальное допустимое расстояние.

    В градостроительном регламенте описывается, какой вид участков можно использовать под капитальное строительство. Говорится о максимально допустимых размерах земельного надела.

    Приложение к правилам застройки используется для заполнения Росреестра. В него заносятся все географические координаты участков и объектов, границы наделов. В системе координат графически изображаются все точки, данные также сохраняются.

    Данные сведения используются при регистрации частной или муниципальной собственности.

    Воздушный кодекс РФ взаимодействует с данной статьей. Когда проводится застройка местности рядом с аэропортом, должны соблюдаться все регламенты удаленности от взлетной полосы. Нельзя использовать объекты, которые граничат с приаэродромной территорией.

    Ограничения на использование недвижимости вблизи аэропорта не могут ставиться больше, чем на 6 месяцев.

    Судебная практика

    Жители подают обращения в суд с целью изменить границы своих территорий. Образец заявления можно взять в интернете. Например, рядом с домом у человека есть участок, он зарегистрирован и имеет кадастровый номер.

    Данный надел находится в общественно-деловой зоне, что мешает гражданину присвоить себе площадь. Он пишет заявление с просьбой перевести участки в частную собственность. Суд рассматривает дело в течение двух недель, после оповещает о своем решении.

    В данном случае вероятность того, что землю переведут из общественной зоны в частное пользование, минимальна. Подобное дело проходило в Омской области. В судебном заключении человеку отказали в присоединение государственной земли.

    Бывают случаи, когда суд идет навстречу истцу. Положительный ответ может быть, когда гражданин хочет расширить свои владения за городом, между жилой зоной и промышленной. Если производственные отходы не влияют на здоровье людей, то можно использовать площади, находящиеся на границе.

    Люди подают в суд, если в кадастровом документе допущены ошибки. Возможно, неправильно указали площадь собственности. Исправить бумагу можно только через подачу заявления в органы местной власти и суд.

    Исходя из судебной практики, большинство таких дел завершается благополучно для обратившегося в органы. В Алтайском крае был пример ошибочного заполнения кадастрового паспорта. Через месяц после обращения в суд человеку вернули исправленный документ с верными данными.

    В Амурской области была ситуация, когда женщина купила участок земли, а он оказался в санитарной зоне, об этом в документах ничего не говорилось. Она начала строительство дома, а местные власти запретили стройку, ссылаясь на недопустимость построек в данном месте. Суд вынес постановление, что, опираясь на Гражданский кодекс РФ, на своем участке можно вести строительство объектов или их снос.

    Данная информация подробнее описывается в первом подпункте Ст 263 Гражданского кодекса РФ.

    Разъяснение сложных моментов

    В наше время идет постоянное реформирование земельных отношений. Установление общих правил для землепользования стало решением многих проблем. Использование участков по назначению регулируется данным актом.

    Стало легче найти информацию о земельном участке, так как есть специальный код зоны, к которой относится надел. Он заносится в документы, которые хранятся у владельца собственности. Если местная администрация принимает какое-либо решение об использовании участка, но оно идет в противовес правилам, то оно незаконно.

    Несмотря на то что после введения законодательных актов стало меньше проблем с землепользованием, противники данных законов остаются. Люди считают, что все правила слишком разные, у них нет общей основы. Другие граждане, наоборот, говорят, что акты полностью раскрывают проблемные вопросы у населения, связанные с зонированием и застройкой.

    Градостроительный кодекс как раз собрал в себя положения из правил землепользования и пожелания лиц о нововведениях.

    Отличительной особенностью акта о застройке считается его форма изложения. Он отличается от других законодательных документов своей простотой и функциональностью содержания.

    Кадастровая палата – о правилах землепользования и застройки

    Кадастровая палата поясняет, что правила землепользования и застройки (ПЗЗ) утверждаются органом местного самоуправления. Действующим законодательством определена необходимость внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон в соответствии с утвержденными ПЗЗ. Обязанность по предоставлению данных сведений в орган регистрации прав возложена на органы местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия.

    Правилами землепользования и застройки определяются границы территориальных зон и устанавливаются градостроительные регламенты перечень видов разрешенного использования, предельные размеры земельных участков, а также предельные параметры разрешенного строительства. В границах территориальных зон также могут быть установлены ограничения использования объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

    Другими словами, из ПЗЗ жители могут узнать, где на территории муниципального образования можно строить жилые дома, где должны размещаться социальные объекты, например школы и больницы, а где возможно строить торговый центр или автосервис. Также в ПЗЗ четко установлены парковые или рекреационные зоны, в которых запрещено капитальное строительство.

    Для осуществления кадастрового учета сотруднику учетно-регистрационного органа необходимо иметь возможность проверить соответствие характеристик объекта недвижимости требованиям, установленным для территориальной зоны, в границах которой данный объект расположен.

    Таким образом, наличие сведений о территориальных зонах в ЕГРН уменьшает возможность получить приостановление государственного кадастрового учета и позволяет сократить срок его осуществления.

    70. Правила землепользования и застройки: понятие, порядок принятия, значение

    Территориальные зоны устанавливаются в правилах землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки должны соответствовать требованиям технических регламентов, генеральным планам, схемам территориального планирования. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

    Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков объектов капитального строительства.

    Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, производственно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

    Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

    71. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения и иного специального назначения. Установление зон с особыми условиями использования.

    Под землями промышленности и иного назначения понимаются земли, предоставленные в установленном порядке предприятиям, организациям, учреждениям, в пользование или аренду для выполнения ими соответствующих народнохозяйственных функций.

    Землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые рас- положены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и за- конами субъектов РФ. Порядок использования земель промышленности и иного специального назначения определяется в зависимости от форм собственности, при этом основными органами управления при использовании земель данной категории являются органы, управляющие соответствующей отраслью промышленности, например Министерство сообщения РФ в отношении земель транспорта. Отраслевые министерства обязаны основываться на предписаниях Правительства РФ, а также согласовывать вопросы использования земель промышленности и иного специального назначения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения имеет отличительные черты: основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, как места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т. п. Для этих специальных задач должны предоставляться в первую очередь земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, либо при отсутствии таковых земель сельскохозяйственные угодья худшего качества. В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель.

    Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Зоны устанавливаются на основании нормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставлении земель; особенностью правового режима земель промышленности и иного специального назначения также является строгое нормирование размеров земельных участков, предоставляемых для использования их вне сельскохозяйственных целях.

    72.Служебные земельные наделы Часть 2 ст. 24 ЗК Российской Федерации регулирует институт земельных наделов. Служебные земельные наделы предоставляются в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей на время работы, в связи с которой они выделены.Субъектами прав на служебные наделы являются работники отдельных отраслей, категории которых, а также условия предоставления которым служебных наделов устанавливаются законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пункт 19 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 г. № 26Ц «Об утверждении положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» предусматривает, что железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования.В соответствии с п. 24 Положения о государственной лесной охране должностным лицам государственной лесной охраны РФ на время работы в лесной охране предоставляются служебные земельные наделы (пахотная земля и сенокосы) в порядке, на условиях и в размерах, устанавливаемых законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации В соответствии с п. 3.11 Положения о лесничем Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного 03 мая 1995 г., лесничий обязан предоставлять работникам государственной лесной охраны служебные земельные наделы и другие льготы, предусмотренные законодательством.

    Пункт 3 ч. 2 ст. 24 ЗК РФ устанавливает основания и порядок выделения работникам служебного земельного надела. Таким основанием служит решение соответствующей организации о выделении работнику служебного земельного надела при наличии заявления работника.Если на служебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.Основания прекращения права на служебный земельный надел установлены в ст.

    47 ЗК.Увольнение работника из штата организации влечет за собой изъятие предоставленного земельного участка. Единственным основанием отсрочки изъятия служит необходимость окончания сельскохозяйственных работ.В случае выхода на пенсию право пользования служебным наделом прекращается после смерти правообладателя за исключением перехода служебного надела на праве безвозмездного срочного пользования несовершеннолетним детям или престарелым членам семьи работника.Сохранение служебного надела за временно отсутствующим работником возможно лишь при условии возвращения его на прежнее место работы после прохождения срочной военной или альтернативной службы либо окончания обучения.Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. № 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и речного флота» (в ред. от 26 февраля 1992 г.) (СП РСФСР. 1965. № 5. ст. 24) установлены размеры служебных земельных наделов.

    В соответствии с п. 24 Положения о государственной лесной охране служебные земельные наделы сохраняются в прежних размерах за лицами, работавшими в государственной лесной охране РФ и вышедшими на пенсию по инвалидности (независимо от стажа работы) или по старости (при наличии общего стажа работы в государственной лесной охране не менее 10 лет), пожизненно, за семьями работников государственной лесной охраны, призванных на действительную срочную военную службу или поступивших на учебу, — на весь срок нахождения на военной службе или в учебном заведении.

    73.Правовой режим земель природоохранного назначения. 1.К землям природоохранного назначения относятся земли:1)запретных и нерестоохранных полос;2)занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);3)иные земли, выполняющие природоохранные функции.К землям запретных и нерестоохранных полос относятся земли, находящиеся в местах нереста определенных видов рыб.До урегулирования в фз вопросов, связанных с запретными полосами, не могут быть выделены и земли этих полос. Выделение земель с особым режимом использования сопряжено с ограничением прав граждан и юр лиц. В целях соблюдения требований ч3ст55 КРФ указанный вопрос не может решаться в соответствии с законами субъектов РФ и подзаконными актами.Перечень земель, занятых защитными лесами, согласно ст102ЛКРФ приведен в главе, посвященной правовому режиму земель лесного фонда и праву лесопользования.К природоохранным землям, занятым защитными лесами, относятся земли, не включенные в состав земель лесного фонда (они имеют особый режим использования и охраны, установленный ЛК РФ).Применительно к исключению из состава земель природоохранного назначения защитных лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий, усматривается ошибка юридической техники, так как подкатегория земель природоохранного назначения относится к категории земель особо охраняемых территорий.

    Предположительно, законодатель намеревался исключить из земель природоохранного назначения земли, занятые защитными лесами, расположенными на землях особо охраняемых природных территорий, так как п1ч2ст102ЛКРФ относит к защитным леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. 2. В силу общего для всех особо охраняемых природных территорий и объектов правила п4 ст94 ЗКРФ о том, что данные земли могут иметь федеральное, региональное и местное значение, и открытого перечня земель природоохранного назначения (п1ст97ЗКРФ) РФ, субъекты РФ и мун-е образования вправе относить к землям природоохранного назначения находящиеся в федеральной, региональной и муниципальной собственности иные ценные земли, выполняющие природоохранные функции, с установлением для них особого правового режима. Так, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов.

    Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством РФ (п5ст97ЗКРФ). 3. Зем участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.В этом правовой режим территорий природоохранного назначения отличается от правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов, некоторые виды которых (государственные природные заказники, памятники природы) допускают изъятие земель у частных правообладателей.Юр лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель. Следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться зем участками, находящимися в пределах земель природоох-го назначения, можно только в той мере, в какой это не нарушает установленного правового режима земель природоохранного назначения.

    74.Правовой режим земель природно-заповедного назначения Фз от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определены отношения в области организации, охраны, использования особо охраняемых природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное и культурное значение.Государственный природный заповедник, национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемого по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветитель- скими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.Задачами государственных природных заповедников являются: охрана природных территорий с целью сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований и иные задачи. Задачи природных парков сводятся к: сохранению природной среды, природных ландшафтов; созданию условий для отдыха и сохранению рекреационных ресурсов; разработке и внедрению эффективных методов охраны природы и поддержанию экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.На этих землях запрещается: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории.На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.

    На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

    75.Правовой режим земель оздоровительного назначения. К землям оздоровительного назначения относятся территории (аквато­рии), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие лечебными ресурсами (мине­ральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и другие природные объекты и условия). Курортами признаются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях террито­рии, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также рас­полагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями.Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом феде­ральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздорови­тельных местностях и курортах.В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запре­щается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухуд­шению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладаю­щих лечебными свойствами.

    Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (мине­ральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитар­ной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или ку­рорта.

    Порядок организации таких округов охраны и особенности режи­ма их функционирования определяются Правительством Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечеб­ных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

    PRPR.SU - Интернет журнал
    Добавить комментарий

    три × два =