Оказание социальной помощи ребенку инвалиду


В этой статье:

Оказание социальной помощи детям-инвалидам

Определение причин социального неравенства и методов борьбы с ним сегодня является одним из самых насущных вопросов, связанных с общим развитием общества России. В большинстве своем устройство современного общества идет вразрез интересам женщин, мужчин и детей, которые имеют инвалидность. Иногда сломать символические барьеры, которые создает само же общество, достаточно сложно, здесь необходимо развитие таких культурных ценностей как эмпатия, толерантность, уважение к ближнему своему, гуманизм.

Во многих отечественных и зарубежных учебных пособиях дети-инвалиды представлены как объекты заботы со стороны близких, родных и самого государства. Социально-экономический кризис сегодня понизил уровень жизни в России, отрицательно сказался на здоровье населения. В последние годы увеличивается количество инвалидов трудоспособного возраста.

Создание и организация необходимых условий для успешной адаптации к обществу детей-инвалидов – одна из главных задач, которая стоит не только перед социальными учреждениями, но и общественными объединениями.

Особую роль в жизни инвалидов играет работа организаций инвалидов, которые выступают в роли основных партнеров государства и помогают решить насущные социальные проблемы. Именно эти организации благоприятствуют информированию населения об острых проблемах инвалидов, принимают непосредственное участие в проведении социальных мероприятий. Кроме того, они создают в обществе установки положительного отношения к инвалидам.

Дети-инвалиды относятся к незащищенной категории населения. В связи с этим решение проблем детей с инвалидностью сегодня – это одна из самых важных задач, которую стоит решить государству, социальным учреждениям и общественным организациям.

Рекомендуем!  Как мне убрать отца из свидетельства о рождении и поменять фамилию ребенку?

Помощь детям-инвалидам может быть самой разной , необязательно она состоит в переводе денежных средств. Реабилитационным домам и детским центрам оказывается помощь в ремонтных работах, в организации праздничных мероприятий и подарков. Что касается социальной реабилитации, ее должны проводить квалифицированные специалисты в области психологии.

Покидая заведение, в котором воспитывались дети-инвалиды, они, как правило оказываются не подготовлены к самостоятельной жизни. У них отсутствует опыт и они не в состоянии самостоятельно распоряжаться своими финансами. Специально подготовленные психологи помогают деткам подготовиться к взрослой жизни.

Социальная поддержка инвалидов

После оформления группы инвалидности лица с различными заболеваниями имеют право не только на оформление пенсии и прекращение трудовой деятельности. Согласно ФЗ № 181 от 1995 года помощь инвалидам включает в себя комплекс мер поддержки людей с ограниченными способностями во многих сферах жизни. Сюда входит лекарственное обеспечение, оснащение различными средствами реабилитации, льготы при обучении, информационные услуги, компенсации, получение денежных средств на определенные нужды.

Набор социальных услуг

Для инвалидов существуют определенные льготы, входящие в набор социальных услуг (НСУ):

  • лекарственные препараты, специальное питание, медицинские изделия по рецепту;
  • бесплатный проезд на железнодорожном транспорте по пригородным маршрутам, оплату билетов при поездке к месту лечения и для возвращения обратно;
  • путевки на санаторно-курортное лечение по основному заболеванию.

Дети-инвалиды, инвалиды с 1 группой пользуются возможностью бесплатного проезда для сопровождающего лица при проезде в пригородных электричках и оплату билета до санатория и обратно. При отказе от набора социальных услуг инвалид монетизирует льготу, получая сумму наличными. В зависимости от группы в 2019 году на руки выдают от 2000 до 3500 рублей.

Медицинская помощь

Пациенты с инвалидностью имеют право на обеспечение медицинской помощью, наряду с другими гражданами РФ, по программе госгарантий. При сохранении набора социальных услуг инвалид может выписывать бесплатные препараты ежемесячно. Перечень медикаментов находится у врача по месту жительства.

Этот способ поддержки инвалида полезен при нуждаемости в дорогих лекарственных средствах.

Если затраты инвалида на лечение составляют менее той суммы, что ему выделяют в составе соцпакета, выгодно будет отказаться хотя бы от части НСУ и приобретать препараты за свой счет. Оформление группы также помогает пациенту получить реабилитационные услуги для инвалидов в специализированных центрах, пройти высокотехнологичное лечение по квоте (например, протезирование суставов, установка инсулиновой помпы, ушных имплантов).

При составлении индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) специалисты указывают нуждаемость в различных технических и гигиенических средствах реабилитации. При оснащении ими учитывают основное и сопутствующие заболевания инвалида. Если у пациента есть несколько расстройств, важно знать, куда обратиться для оформления заключений о нуждаемости в технических и гигиенических средствах.

Примеры технических средств по ИПРА

Инвалид может получить:

  • кресла-каталки, трости;
  • противопролежневые матрацы, подушки;
  • ортопедические изделия различной степени сложности;
  • подгузники, адсорбирующее белье;
  • тонометры, глюкометры со звуковым оповещением;
  • приспособления для письма и чтения по Брайлю;
  • ингаляторы, небулайзеры;
  • специальное программное обеспечение;
  • будильники, телефоны и часы для пациентов с нарушениями слуха, зрения.

Ежемесячные компенсации

Меры социальной поддержки инвалидов включают в себя также компенсацию части выплат по основным статьям расходов. Пациентам, их родственникам важно знать свои права, чтобы претендовать на получение помощи. Так, в семьях с инвалидами выплачивают:

  • пособие неработающим лицам трудоспособного возраста, фактически ухаживающим за инвалидом 1 группы – до 1400 рублей;
  • при уходе за ребенком-инвалидом родители или опекуны получают чуть больше 6000 рублей, другие лица – до 1400 рублей;
  • компенсацию за оплату коммунальных платежей – до 50%;
  • компенсацию за оплату капитального ремонта в многоквартирном доме – до 50%;
  • оплату и доставку топлива в частные дома, не имеющие центрального отопления; нормы компенсации рассчитываются индивидуально;
  • компенсацию выплат по ОСАГО для инвалида – не более 50% стоимости.

Инвалиды по зрению, имеющие право на получение собаки-проводника, оформляют компенсацию на свой проезд и сопровождающего до места выбора животного. Проживание инвалида в то время, когда он учится работать с собакой, также оплачивается. Впоследствии возможны компенсации за содержание животного и получение им медицинской помощи.

При возникновении острого заболевания, в результате которого лицо утрачивает трудоспособность и становится инвалидом, возможно и погашение кредитов.

В таком случае сам инвалид или его родственники должны обратиться в банк с заявлением и закрыть долг за счет страховых выплат. Инвалиды 3 группы имеют трудовые рекомендации, список компенсаций для них меньше, чем для лиц с большими ограничениями жизнедеятельности. Так, они могут быть освобождены:

  • от уплаты налогов на имущества (при наличии группы с детства);
  • от регистрационного сбора при занятии предпринимательством;
  • от уплаты налога при получении специально оборудованного личного автотранспорта.

Обеспечение собакой проводником по программе реабилитации

Материальная помощь

Помощь при покупке специальных костюмов для реабилитации детей после травм, при заболеваниях ЦНС – «Атлант», «Адели». Размеры выплаты устанавливаются индивидуально. Чаще она не превышает 39000 рублей.

Для обеспечения возможности перемещения инвалидов-колясочников выдают материальную помощь на оснащение подъезда пандусами, проведение работ в квартире: изменения в конструкции санузла, устранение порогов, расширение дверных проемов, установку розеток и выключателей на оптимальную высоту.

Для семей с детьми в некоторых регионах возможно бесплатное обучение одного из родителей или опекуна на водительское удостоверение категории B. Это же правило действует и для инвалидов старше 18 лет. Для детей с фенилкетонурией (генетическое заболевание, при котором больной должен соблюдать специальную диету) предусмотрено возмещение затрат на приобретение особых продуктов на сумму до 230000 рублей в год.

В случае тяжелого материального положения малообеспеченные инвалиды, семьи с детьми-инвалидами, инвалиды ВОВ, могут претендовать на помощь в размере до 1000 рублей при покупке очков.

Создание доступной среды

Инвалиды с различными заболеваниями часто оказываются запертыми в собственной квартире. Выход в большой мир связан с преодолением трудностей и необходимостью брать с собой сопровождающего. Федеральная программа «Доступная среда» предназначена для свободного передвижения инвалидов, создания доступа к инфраструктуре, получения информации о различных объектах.

Такая социальная поддержка инвалидов включает оснащение общественных, рабочих мест особыми приспособлениями:

  • специальные аксессуары для санитарных комнат;
  • пандусы;
  • локтевые дверные ручки;
  • информационные терминалы для инвалидов;
  • электронные очереди;
  • тактильные обозначения доступности для слабовидящих;
  • поручни, лестничные подъемники;
  • парковки для инвалидов
  • мебель с регулировкой.

Беспроводные системы вызова помогают инвалидам-колясочникам беспрепятственно попадать в аптеку, банк, медицинские учреждения

Ситуационная помощь лицам с ограниченными возможностями направлена на интеграцию их в социуме. Такую поддержку должны уметь оказывать люди помогающих профессий (социальные работники, врачи, медсестры, младший медицинский персонал), сотрудники объектов инфраструктуры. Персонал учреждений должен обеспечить беспрепятственное попадание в учреждение, сопровождение до нужного кабинета, регистратуры, помощь при посещении санузла, одевании и выходе на улицу.

Понятие доступной среды также включает обеспечение специальных условий инвалидам для обеспечения их работой. Это возможно благодаря оборудованию: столы для колясочников, выпуск компьютеров со шрифтом Брайля, возможность голосового набора, мобильные рабочие места. Для детей и лиц, проходящих обучение, рекомендовано инклюзивное образование, при котором инвалид осваивает материал вместе со здоровыми людьми.

Для комфортного обучения помещения оснащают устройствами для усиления звука (FM-системы, индукционные петли для различных помещений, транспорта), используют специальные клавиатуры с крупными кнопками, компьютерные роллеры, коммуникаторы. Для помощи в обучении детей с ментальными или физическими заболеваниями рекомендованы тюьторы.

Тьютор – сопровождающий педагог. Его обязанности зависят от специфики подопечных. Тьютор помогает одеваться, принимать пищу в детском саду или школе, сопровождает в туалет.

Он же составляет индивидуальный учебный план, собирает необходимые документы, мотивирует на интерес к программе и «сглаживает углы» при общении с окружающими.

Помощь при получении образования и трудоустройстве

Во время обучения в школе дети-инвалиды могут сдавать аттестационные экзамены в специально созданных условиях, им предложат большее время на выполнение заданий. Для получения среднего и специального образования создают школы и училища для инвалидов. Рекомендации по направлению в эти учреждения дает медико-социальная экспертиза (МСЭ).

В этих образовательных организациях лица с ограниченными возможностями не только осваивают различные профессии (портной, закройщик, оператор ЭВМ, садовник, дизайнер), но и получают медицинскую помощь, работают с психологом и социальным работником. Обязательными условиями для зачисления являются рекомендации медико-социальной комиссии о возможности обучения и положительные отметки на вступительных испытаниях.

При поступлении в высшие учебные заведения право на внеконкурсное зачисление имеют инвалиды 1 и 2 группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства, инвалиды в результате участия в боевых действиях

Инвалиды 2 и 1 групп могут претендовать на бесплатное проживание в студенческом общежитии при условии обучения на бюджетном отделении. После получения профессии лица с ограниченными возможностями обращаются в региональные представительства Всероссийского общества инвалидов. Они есть в крупных города: в Москве, Санкт-Петербурге, большинстве республик и областей РФ.

В этой организации инвалидам:

  • предоставляют бесплатную юридическую помощь, связанную с вопросами трудоустройства;
  • предлагают вакансии по профессии или для лиц без образования;
  • дают информацию о курсах по той или иной специальности.

Социальная помощь на дому

Часть инвалидов нуждается в помощи социального работника для обслуживания на дому. Объем соцобеспечения зависит от конкретных потребностей нетрудоспособного лица. Социальный работник должен посещать своего подопечного не менее 2 раз в неделю и оказывать следующие услуги:

  • покупать и приносить продукты, непродовольственные товары и медикаменты;
  • получать рецепты в государственном медицинском учреждении;
  • помогать во время приготовления несложных блюд, при уборке по дому;
  • сдавать вещи в прачечную, химчистку;
  • помогать при оплате коммунальных услуг;
  • оформлять документы в МСЭ для нетранспортабельных пациентов;
  • заказывать социальное такси по льготным тарифам;
  • содействовать при оформлении путевок, направлений в дом-интернат, посещать в стационаре;
  • организовывать погребение одиноких инвалидов;
  • помогать с правовым регулированием некоторых вопросов (оформление пенсии, услуг адвоката, в получении льгот);
  • выполнять назначения лечащего врача: давать препараты, кормить, выполнять перевязки;
  • следить за состоянием здоровья подопечного и уметь оказать первую доврачебную помощь.

Социальный работник поможет справиться с решением бытовых вопросов.

Помощник в домашних условиях будет наиболее ценным для лиц с ограничениями в передвижении: для пенсионеров после инсульта или инфаркта, одиноких инвалидов с ДЦП, лиц с ментальными нарушениями, в результате которых те не могут самостоятельно или вовремя оформлять документы и оплачивать счета. Помощь инвалидам направлена на интеграцию лиц с ограниченными возможностями в социуме. Важно знать, куда следует обращаться за информацией о компенсациях, услугах, возможность льготного обучения и трудоустройства.

Право ребенка-инвалида на помощь соцработника

Несовершеннолетний ребенок-инвалид проживает в семье. Детские учреждения посещать не может. Имеет ли он право на помощь соцработника?

Куда следует обратиться за оформлением такой помощи, какие документы предоставить?

Юлия Казанцева
Консультаций: 33

В соответствии со ст. 5 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве» (далее Закон) гражданину, который признан нуждающимся в социальном обслуживании, предоставляются следующие социальные услуги:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов, оказание помощи семье в воспитании детей и организации их досуга;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) социально-консультативная помощь;

8) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

9) участие в культурно-досуговых мероприятиях;

10) социальное сопровождение;

11) социальная реабилитация;

12) срочные социальные услуги.

Определение социальных услуг, в которых нуждается гражданин, производится на основании оценки индивидуальной нуждаемости в социальных услугах, определяющей степень потребности в указанных услугах, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Оценка индивидуальной нуждаемости в социальных услугах осуществляется в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством и нормативными правовыми актами г. Москвы, организацией социального обслуживания г. Москвы в течение пяти рабочих дней со дня обращения по поводу необходимости обеспечения гражданина или семьи, нуждающихся в социальном обслуживании, за исключением срочного социального обслуживания, предоставляемого немедленно по их просьбе. По итогам оценки индивидуальной нуждаемости в социальных услугах уполномоченный орган составляет в порядке, установленном федеральным законодательством, индивидуальную программу (ч. 4, 5 ст.

6 Закона).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона социальное обслуживание в организациях социального обслуживания осуществляется по желанию граждан постоянно или временно (от одного до шести месяцев) на основании личного заявления гражданина или его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Предоставление социальных услуг (за исключением предоставляемых отделением срочного социального обслуживания) оформляется договором, заключаемым между получателем социальных услуг (его законным представителем) и организацией социального обслуживания.

К организациям, осуществляющим социальное обслуживание на дому, относятся (ч. 3 ст. 32 Закона):

1) центр социального обслуживания, в том числе территориальный;

2) центр социальной помощи.

Наряду с организациями социального обслуживания г. Москвы осуществляется организациями социального обслуживания иных организационно-правовых форм, в том числе общественными, некоммерческими организациями, профессиональными ассоциациями, благотворительными и религиозными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, для предоставления социальной помощи ребенку-инвалиду вы имеете право обратиться в Территориальный центр социального обслуживания по месту жительства, Центр социальной помощи, иные коммерческие и некоммерческие организации. О том, какие документы вам необходимо будет предоставить, стоит уточнить в органах по месту обращения.

Современная система оказания медицинской и социальной помощи детям-инвалидам

В современном мире вопрос помощи инвалидам очень актуален. Экологическая ситуация ухудшается с каждым годом и, несмотря на то, что медицина развивается и населению уже не угрожают такие заболевания, как чума или холера, от пневмонии практически никто не умирает, проблем здравоохранения остаётся очень много. На данный момент очень многие болезни ещё не побеждены, это различные формы рака, болезни сердечно-сосудистой системы и другие, из-за которых люди становятся инвалидами. Актуальность этой темы подкрепляется увеличением численности детей инвалидов в России, а соответственно и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Безусловно, подобные изменения в привычной жизни человека доставляют множество физических неудобств существования и моральных проблем, особенно, если с подобным заболеванием столкнулся ребёнок.

А так же и множество проблем обрушивается на их родителей и родственников, под ударом находится вся семья.

Работа состоит из 1 файл

1 глава диплома Насти.doc

Комитет по физической культуре и спорту организует деятельность по развитию и пропаганде физической культуры и спорта среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, с нарушением зрения, с умственной отсталостью и нарушениями интеллекта. Мероприятия среди различных категорий инвалидов проводятся в соответствии с Календарным планом международных, всероссийских и общегородских спортивных мероприятий в Санкт-Петербурге, утверждаемым постановлением Правительства Санкт-Петербурга.

Учреждения культуры (музеи, библиотеки), подведомственные Комитету по культуре, уделяют значительное внимание организации работы с инвалидами, развивая традиционные и новые специальные программы социокультурных мероприятий, предоставляя дополнительные возможности инвалидам и детям-инвалидам для участия в культурной жизни города, для развития своих интересов и склонностей.

Комитет по культуре совместно с Комитетом по труду и социальной защите населения оказывает консультативную, организационную, а также финансовую помощь театру для людей с ограниченными возможностями АНО «Антреприза им. Екатерины Орловой», в котором профессиональные актеры выходят на сцену вместе с инвалидами.

В дополнение организуемого Региональным отделением Фонда социального страхования санаторно-курортного лечения инвалидов и детей-инвалидов (за счет средств федерального бюджета) в Санкт-Петербурге организуется отдых и оздоровление детей-инвалидов и молодежи с инвалидностью в соответствии со следующими нормативными актами: Закон Санкт-Петербурга от 25.10.2006 №530-86 «Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге»; постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.03.2008 №260 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге»; постановление Правительства Санкт-Петербурга 18.03.2009 №261 «О стоимости и квотах предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления для детей и молодежи в Санкт-Петербурге на 2010 год и январь 2011 года».

В соответствии с данными нормативными актами Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями организует:

предоставление бесплатных путевок в оздоровительные учреждения для детейинвалидов, а также лиц их сопровождающих, если такой ребенок нуждается в постоянном уходе и помощи;

предоставление субсидий (в 2007 году – субсидий и субвенций) общественным организациям, входящим в Санкт-Петербургский городской реестр молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, оказывающих поддержку молодежи, пользующихся государственной поддержкой Санкт-Петербурга, в том числе на организацию оздоровительного отдыха детей-инвалидов, молодых инвалидов, детей с хроническими заболеваниями.

Ежегодно утверждается постановлением Правительства Санкт-Петербурга квота предоставления путевок для детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих. Распределение путевок для детей-инвалидов осуществлялось Комиссией по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи при Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, на основании заявлений родителей или законных опекунов и документов, подтверждающих статус ребенка.

Техническое обеспечение работы комиссии в части, касающейся оздоровительной кампании для детей-инвалидов (сбор заявлений и подтверждающих документов, формирование комплектов документов для заседания Комиссии), осуществлялось Санкт-Петербургской ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» на основании заключенного с Комитетом соглашения о сотрудничестве.

В последние годы в нашей стране принято несколько законопроектов нацеленных на совершенствование системы предоставления социальных услуг. В том числе программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, она направлена на создание инвалидам необходимых условий для равного участия в жизни общества.

Согласно программе, через 5 лет предполагается увеличение доли инвалидов, удовлетворенных качеством оказанных реабилитационных услуг до 80%. Также в ней предусмотрено, что число объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на интересы инвалидов, ежегодно будет увеличиваться как минимум на восемь процентов.

Количество внедренных современных методик и технологий в деятельность медико-социальных учреждений и учреждений, оказывающих инвалидам услуги по реабилитации, увеличится как минимум на 20, а число инвалидов, принявших участие в различных мероприятиях Программы, не менее 500 человек ежегодно.

Первым этапом Программы определены 2011 и 2012 годы. В течение этого периода основное внимание будет уделено разработке соответствующей нормативно- правовой базы. Второй этап программы пройдет с 2013 по 2015 годы.

За этот период планируется формирование архитектурной и градостроительной среды, обеспечивающей инвалидам доступ к физическому окружению, и создание условий для беспрепятственного передвижения инвалидов средствами общественного и индивидуального транспорта.

Между тем в прошлом году завершилась реализация целевой программы «Социальная поддержка инвалидов», реализация которой проходила с 2007 по 2010 годы. Она способствовала созданию общих условий для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.

1.3. Анализ зарубежного опыта организации предоставления медицинской и социальной помощи детям-инвалидам

В развитых странах за рубежом уже сложились опре-деленные стандарты , формы и методы работы с детьми-инвалидами .Естественно , в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием , социально экономическими условиями , психолого педагогическими традициями , ориентацией на определенные научные подходы . Однако, можно выделить и некоторые общие тенденции , которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям .

Во-первых , это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общественную жизнь ( в том числе и интегрированное обучение ) .

Во-вторых , преймущество воспитания этих детей в семье .

В-третьих , направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение .

В-четвертых , индивидуальный подход к реабилитациии и абилитациии ребенка в каждом конкретном случае .

В настоящее время создается, разрабатывается ряд программ, учитывающих данные тенденции. Одна из таких программ, предложенная ООН, это Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении ( РНБО). Она определяется, как «стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов.

Ее цели : изменить положение дел в этой области, проводить обучение, с вовлечением правительства и общественности; разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам». Суть РНБО заключается в том, семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид способны самостоятельно осуществлять реабилитацию. Безусловно, им оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты.

В большинстве развитых стран накоплен большой опыт по социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов и членов их семей; по защите и продвижению прав и интересов данных категорий граждан. В этих странах преобладает социальный взгляд на проблему инвалидности. Он является более эффективным и прогрессивным, чем медицинский, который рассматривает инвалидов просто как больных людей.

Социальный подход – комплексный, он позволяет подключать к работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, одновременно несколько специалистов разного профиля психолога, врача, социального работника и др.

В Швеции дети-инвалиды независимо от тяжести нарушений живут в семьях, собственных либо приемных. Помощь им оказывают разветвленные сети социальной службы и службы образования. Каждый ребенок закреплен за реабилитационным центром, где им занимается целая команда специалистов: терапевт по двигательным нарушениям (у наших медиков и специальности-то такой нет), психолог, логопед.

Консультирует команду специалист в области детской неврологии и реабилитации.
К полутора-двум годам практически все шведские дети-инвалиды начинают ходить в обычные детские сады по месту жительства. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно среди сверстников, к нему прикрепляют помощника. Помощников готовят все те же реабилитационные центры: учат общаться с ребенком-инвалидом, показывают, как пользоваться специальными приспособлениями, как приспособить мебель, чтобы ребенку было удобно играть.

Примерно такая же картина наблюдается в школах. Шведы не делят детей на «обучаемых» и «необучаемых», как это до последнего времени делали у нас. Только если у ребенка серьезные нарушения интеллекта, его помещают в специализированную школу.

Отдельная тема всесторонняя помощь родителям таких детей. Шведские социальные работники помогают переоборудовать квартиру, учат, как заниматься с таким ребенком, учитывая его специфику. Семья может заказать такси для ребенка-колясочника, пригласить сотрудника так называемой службы освобождения, если возникает необходимость оставить ребенка одного например, на время отпуска.

В социальной сфере Швейцарии значительная часть работы, совершаемой социальными работниками по отношению к детям-инвалидам, направлена на осуществление педагогических действий. Благодаря этим действиям помощь, которую социальные работники оказывают, способствует тому, что их клиенты приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни. Именно поэтому социальная работа в значительной степени является и педагогической, требует разнообразных методов воспитания. Они тесно переплетаются с общими методами социальной работы, стали даже их постоянным компонентом.

Это всегда ряд определенных действий (психических и практических), объединенных в группы, — приемы которые выполняются в определенной последовательности. Педагоги, социальные работники их конструируют, подбирают, реализуют на практике. Но при этом неделимой частью каждого метода являются как действия, приемы педагога (социального работника), так и действия и реакция их клиентов, независимо от того, кто они — дети или взрослые.

Таким образом, каждый метод воспитания представляет собой единую целостность, в которой неразрывно связаны специфические действия, приемы двух его субъектов — воспитателя или социального работника, с одной стороны, или воспитанника или клиента — с другой.

Оказание со стороны общества социальной помощи ребенку-инвалиду является основной характеристикой социально-педагогической деятельности. В отличие от непосредственной помощи социальная помощь проявляется преимущественно как «помощь с целью самопомощи». Она предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух.

Отлаженная система оказания помощи детям-инвалидам и их семьям, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а также обеспечивает принятие таких людей обществом, действует в США. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный подход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке специальных программ.

При разработке и реализации программы раннего вмешательства выполняются две основные задачи:1) как можно раньше выявить детей с отставанием в психическом развитии и / или с подозрением на сенсорные нарушения;

2) подобрать методы оказания необходимой помощи нуждающимся детям и их родителям.

Для решения первой задачи в США и некоторых странах Западной Европы традиционно оценку развития ребенка с помощью нормативных шкал проводит детский психолог. При этом, так как услуга дорога ($500-700), проверяется развитие только детей групп серьезного биологического риска. У этих же детей проводится скрининговая проверка слуха и зрения. На основании профиля развития ребенка подбирается индивидуальная программа занятий.

В зависимости от основных проблем ребенка с ним и его матерью занимается специалист по двигательному развитию, или специалист по языковому и речевому развитию, или специальный педагог. Психологи проводят психологическое консультирование семьи ребенка, при необходимости проводят психотерапевтическую работу с родителями.

В США действует программа « Инклюжен», защищающая права семьи ребенка-инвалида. Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем. В 80-е годы ХХ века в США начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и в то же время налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан отношения к инвалидам проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кампания в средствах массовой информации и т.п.

Большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким образом, инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, при этом изменилось восприятие их здоровыми людьми.

Социальная помощь ребенку инвалиду

Порядок предоставления государственной помощи детям-инвалидам

В силу норм закона граждане, не имеющие собственного жилья и вставшие на учет в качестве нуждающихся, обеспечиваются квартирами в порядке очередности либо в льготном порядке. То есть, если в семье воспитывается ребенок-инвалид, в силу ст.14 ФЗ №181 семья малыша может рассчитывать на первоочередное предоставление жилого помещения и дополнительные квадратные метры, если малыш страдает определенным заболеванием, предусмотренным Постановлением №817.

Социальная адаптация детей-инвалидов в современном обществе является проблемой не только одной страны, а всего мира, именно поэтому на международном уровне разработан ряд договоров и конвенций, в силу которых несовершеннолетним на территориальном уровне создаются такие условия жизни, которые позволяют не только полноценно существовать, но и пользоваться стандартными благами в виде обучения, участия в общественной жизни и развития.

Меры социальной поддержки и льготы инвалидам в 2024 году

Социальная поддержка для многих категорий и групп российских граждан — это обязанность государства. Но разобраться, кому, чего и сколько «полагается», сложно. И, что уж греха таить, чиновники, отвечающие за предоставление льгот, вовсе не стремятся нам все объяснить и принести «на тарелочке».

На региональном уровне социальная поддержка инвалидов включает ряд мер, в значительной мере ориентированных на социальную защиту инвалидов, обеспечивающих условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества:

Социальная помощь детям-инвалидам и их семьям в 2024 году

  • Заявление (можно взять на месте);
  • Паспорта и свидетельства о рождении всех членов семьи;
  • Справка о составе семьи;
  • Свидетельство о браке или разводе.
  • Справка о доходах;
  • Выписка из домовой книги;
  • Выписка из лицевого счета;
  • Выписка из кадастрового паспорта и копия кадастрового плана (если есть жилье в собственности);
  • Справка об инвалидности;
  • Копия программы реабилитации.
  • Скидка в размере 50% от стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа);
  • Скидка в размере 50% от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
  • Скидка в размере 50% от стоимости вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов.

Помощь инвалидам

Министерство здравоохранения регулярно обновляет перечень лекарственных препаратов, которыми должны бесплатно снабжаться инвалиды. Лекарственные препараты назначаются согласно основному заболеванию и утверждаются лечащим врачом. Помимо этого, бесплатно должны выделяться предметы медицинского назначения, а также специальное питание детям-инвалидам. В качестве помощи инвалидам предусмотрено ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном транспорте, а также оплачиваемый проезд до места реабилитации и обратно.

Помощь инвалидам 1 группы и детям инвалидам включает в себя и оплачиваемый билет для сопровождающего лица.

Помощь инвалидам 2 группы, равно как и первой, одиноко проживающим оказывают социальные работники. Ими осуществляется: покупка продуктов и медикаментов, сопровождение в лечебные учреждения, уборка в квартирах, оказание юридической помощи, доставка топлива и воды инвалидам, проживающим в домах без коммунальных удобств. Также инвалидам и малоимущим может быть оказана единовременная материальная помощь в случае непредвиденных ситуаций (пожар, потоп, смерть близкого), а также при необходимости приобретения дорогостоящих медицинских препаратов в других ситуациях. Обо всех видах помощи можно узнать в СОБЕСе.

Материальная помощь может быть оказана лишь один раз в год.

Основные формы помощи детям-инвалидам

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

Социально-экономическая реабилитация – это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т.п.

Дети инвалиды: льготы и другая помощь инвалидам детства

Следует отметить, что с 2014 года гражданам перестали присваивать категорию «инвалид с детства». Несовершеннолетние получают вместо нее статус «ребенок-инвалид», взрослые граждане – просто соответствующую группу инвалидности. Однако интересно, что при этом не упразднилось само понятие.

То есть, те граждане, которые получили статус «инвалид с детства» до его отмены, имеют право на все положенные льготы.

Дети-инвалиды имеют право на внеочередное зачисление в ДОУ, а их родители освобождаются от платы за обучение (это относится и к детям с отклонениями в психическом и физическом развитии). Для детей, которые не могут по состоянию здоровья посещать ДОУ общего типа, должны быть созданы специальные образовательные учреждения, где воспитанники находятся на полном обеспечении государства. Для направления в такие учреждения должно быть получено согласие родителей или опекунов, а также оформлено соответствующее медицинское заключение.

Льготы инвалидам в Москве в 2024 году

Москвич c ограниченными возможностями имеет право на «социальное такси». Эта организация специально создана для обслуживания проживающих в Москве инвалидов всех трех групп, включая несовершеннолетних. Причем в первую очередь заказы принимаются у тех, кто имеет нарушения опорно-двигательной системы, у детей и участников Великой Отечественной войны. Инвалид при поездке на таком такси может взять с собой одного сопровождающего и необходимые приспособления, например кресло-коляску или костыли.

Также он имеет право связаться с диспетчерской службой по мобильному телефону водителя, если это потребуется.

Люди с ограниченными возможностями имеют право получать бесплатное лечение, включая специализированную и высокотехнологичную помощь. Однако пользоваться этой возможностью они могут только в государственных клиниках. Также инвалидам полагаются бесплатные лекарства по рецепту врача. Перечень препаратов утверждается государством.

Инвалиды всех трех групп, а также семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, платят за квартиру, электричество и воду только половину обычной суммы.

Социальная поддержка детей-инвалидов

Для получения рассматриваемого пособия нет необходимости подавать заявления в соответствующие инстанции. Организацией выплат занимаются органы исполнительной власти на основании пенсионных дел данной категории граждан. Рассматриваемые выплаты, как и другие виды государственных пособий, ежегодно индексируются в соответствии с правительственными указами.

Деньги на такую помощь выделяются из государственного фонда, поэтому они не могут быть задержаны по причине нехватки средств в местном бюджете.

Ребёнок, имеющий серьёзные проблемы со здоровьем – большая ответственность для родителей, которые должны принять все меры, чтобы он вырос полноценным членом общества. Государственная социальная помощь детям инвалидам призвана помочь в решение этой непростой задачи.

Презентация на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ»

Структура социально-педагогической помощи в России: ✓ государственный сектор — учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.; ✓ муниципальный сектор — учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями. Основное положение современной системы социально-педагогической помощи — приоритет личности и семьи.

Основные задачи ПМПК: ✓ выявление и комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска; ✓ разработка индивидуальных реабилитационных программ; ✓ разработка и реализация комплекса мер психолого-медико- педагогического содействия развитию личности, социально- педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в развитии; ✓ сотрудничество с другими заинтересованными органами и учреждениями Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) — одна из новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе.

Реабилитационный центр как учреждение социальной помощи семьям детей инвалидов

Профессиональная реабилитация подростков-инвалидов предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места подростка-инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д. [27]

Педагогическая реабилитация — это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

14 − один =