Оспорить результаты кадастровой оценки в целях налогообложения


Как мне правильно оценить дачный участок с домом, чтобы меньше платить кадастровый налог?

Как мне правильно оценить дачный участок с домом, чтобы меньше платить кадастровый налог?

Илья Жарский

Консультаций: 2

Кадастровая оценка недвижимого имущества проводится по заказу государства, а не налогоплательщика земельного налога. Государственный орган должен найти исполнителя для проведения процедуры оценки. Для этого объявляется конкурс, собираются заявки, выбирается один независимый оценщик или оценочная организация.

По заказу органа власти победитель конкурса проводит весь комплекс мер по оценке земельного участка, составляет юридически значимый документ — отчет об оценке, который передается заказчику. Тот, в свою очередь, проверяет сведения и вносит их в государственный земельный кадастр, где и хранятся все данные о земельных участках в целях их налогообложения.

Если вы посчитали, что результаты оценки неверны, есть возможность оспорить их. Для этого необходимо самостоятельно обратиться к оценщикам, провести рыночную оценку и с этими результатами идти в суд или специальную комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости. В случае положительного решения комиссии или суда кадастровая стоимость будет снижена до уровня рыночной, а налог уменьшен.

Оспорить результаты кадастровой оценки в целях налогообложения

Первоначальная кадастровая стоимость здания была признана недостоверной. Новую кадастровую стоимость нельзя было применять, т.к. она была утверждена Постановлением, которое отменили суды. Первоначальная кадастровая стоимость была меньше пересмотренной почти в 15 раз.

Как в этом случае нужно было определять стоимость здания, принадлежащего организации, для целей налогообложения разъяснил Верховный суд.

Суть дела:

Налоговая инспекция (далее-инспекция) провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации ООО «Юмакс» (далее- Общество) за 2016 год и выявила налоговое правонарушение (п.1 ст. 122 НК). Общество не уплатило налог на имущество организаций в полном объеме, т.к. неправильно определило налоговую базу в отношении принадлежащего ему здания.

Инспекция доначислила Обществу налог в размере 10,4 млн руб. и штраф в размере 2 млн руб..
Общество с решением не согласилось и направило жалобу в Арбитражный суд.

Что решили суды:

Три инстанции отказали Обществу, признав решение инспекции законным.

Общество обратилось с жалобой на решения судов в ВС.

Что решил ВС:

Суды установили, что:

  • В 2014 году стоимость спорного здания по результатам кадастровой оценки составила 58, 2 млн руб.. В 2016 году Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра (далее- Комиссия) признала результаты оценки недостоверными. Причина при первоначальном проведении оценки здание было включено в группу «Прочие объекты» и, исходя из этого, была рассчитана кадастровая стоимость. Госоценка не учла, что здание фактически использовалось для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. То есть, здание относится к группе «Объекты офисно-делового назначения»;
  • Комиссия приняла решение о пересмотре кадастровой стоимости и внесла в реестр новую кадастровая стоимость спорного здания 863,7 млн руб.;
  • Общество в налоговой декларации за 2016 год по налогу на имущество исчислило налог на спорное здание, исходя из первоначальной кадастровой стоимости 58,2 млн руб.. По мнению налоговой, Общество при определении налога должно было исходить из новой кадастровой стоимости 863,7 млн руб..

Суды, соглашаясь с позицией налоговой, исходили из того, что:

  • при первоначальной оценке стоимости здания была допущена техническая ошибка;
  • новая кадастровая стоимость здания к моменту подачи налоговой декларации Обществом уже была внесена в госреестр. Департамент госимущества обратился в Комиссию о пересмотре кадастровой стоимости в 2016 году. Поэтому новая, пересмотренная Комиссией стоимость должна применяться для целей налогообложения с 01.01.2016 (ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

ВС отметил, что суды не учли следующее:

  • п. 3 постановления Правительства Москвы № 937-ПП (устанавливает, что измененные этим постановлением результаты определения кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2016) признан недействующим со дня его принятия по решению Мосгорсуда и по апелляционному определению ВС от от 06.03.2019 № 5-АПА19-12. Суды пришли к выводу, что данный пункт постановления нарушает п.2 ст. 5 НК: Постановлением была утверждена новая кадастровая стоимость объектов, что в результате привело к увеличению размера налога на имущество для ряда налогоплательщиков (в том числе и для Общества). «<. >распространение действия названного постановления на период с 01.01.2016 придало обратную силу правовому регулированию, ухудшающему положение налогоплательщиков»;
  • Таким образом, в 2016 году для Общества возникла ситуация с одной стороны, прежняя кадастровая стоимость здания признана недостоверной. А с другой стороны, Постановление правительства Москвы, которое установило новую кадастровую стоимость, признано недействующим.

ВС пояснил, как нужно действовать в данной ситуации:

  • Комиссия в 2016 году признала недостоверной кадастровую стоимость спорного здания из-за технической ошибки. Значит, данная кадастровая стоимость не может применяться для целей налогообложения в данном и последующих налоговых периодах.
  • «<. > величина налога на имущество за 2016 год в такой ситуации должна определяться расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости».
  • Для целей налогообложения преимущественное применение имеет кадастровая стоимость объектов недвижимости, равная рыночной, по сравнению с кадастровой стоимостью, «установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости» (Постановления Конституционного Суда РФ от 11.07.2017 № 20-П и от 05.07.2016 № 15-П).
  • Налогоплательщик, не согласный с применением для целей налогообложения за 2016 год результатов кадастровой оценки объектов, имеет право «опровергнуть представленный налоговым органом расчет налога, обосновывая необходимость исчисления налога, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости».
  • Арбитражный суд, рассматривая спор о доначислении налогов на имущество за 2016 год, также вправе потребовать доказательства, подтверждающие размер рыночной стоимости объекта недвижимости, назначить экспертизу по определению его рыночной стоимости по состоянии на стоответсвующую дату.
  • ВС также отметил:

    • Разница между первоначальной кадастровой стоимостью здания (58,2 млн руб) и исправленной (863,7 млн руб) является многократной. «Такое различие (занижение) кадастровой стоимости со всей очевидностью не укладывается в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения». Это позволяет сделать вывод о заведомо некорректной первоначальной оценке, о чем не мог не знать налогоплательщик;
    • Пересмотр кадастровой стоимости при выявлении недостоверных сведений об объекте направлен не на установление новых условий налогообложения, а на устранение ошибок (искажений), допущенных при ранее проведенной кадастровой оценке, пресечение злоупотреблений, обеспечение экономически обоснованного налогообложения.

    ВС отменил решения судов, дело направил на новое рассмотрение в АС города Москвы.

    Источник: карточка дела № А40-232515/2017

    Как оспорить результаты определения кадастровой стоимости

    В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

    В целях реализации ст. 24.18 Закона об оценке, приказом Росреестра от 26.10.2012 № П/493 «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганской области» создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).

    В состав Комиссии входят представитель Управления Росреестра по Курганской области, Кадастровой палаты, представитель органа исполнительной власти Курганской области и Национального совета по оценочной деятельности.

    Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

    • физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
    • юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
    • органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Для оспаривания кадастровой стоимости в Комиссии заинтересованному лицу необходимо обратиться в Комиссию с соответствующим заявлением и требуемыми для пересмотра кадастровой стоимости документами.

    При этом, для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде, предварительное обращение в Комиссию не является обязательным (!). Для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только в случае отклонения Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено Комиссией в течение месяца с даты его поступления.

    Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в Комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценке, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

    В Комиссии кадастровая стоимость может быть оспорена по следующим основаниям:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
  • Для обращения в Комиссию необходимо оформить заявление[1] о пересмотре кадастровой стоимости. В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценке к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются следующие документы:

    • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
    • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
    • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
    • отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости[2].

    В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценке заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в Комиссию в период с даты внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценке, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

    Заказать проведение индивидуальной рыночной оценки объекта недвижимости и составление соответствующего отчета можно у оценщика. Оценщик должен состоять в саморегулируемой организации оценщиков (СРО), перечень которых представлен на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Заявление о пересмотре кадастровой стоимости в соответствии с Законом об оценке рассматривается в течение месяца с даты его поступления. Согласно ст. 24.18 Закона об оценке решения Комиссии можно оспорить в суде.

    В случае изменения кадастровой стоимости по решению Комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для налогообложения), с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Кроме того, информируем, что принят Федеральный закон № 334-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в связи с чем с 1 января 2019 года вступил в силу новый порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка и будет применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решений комиссии или суда, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при исчислении налога начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, при этом в соответствии с Налоговым кодексом РФ не более чем за три налоговых периода предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

    Информация о работе Комиссии и результатах оспаривания размещена на сайте Росреестра (ГлавнаяДеятельностьКадастровая оценкаРассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости).

    . Заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принимаются на рассмотрение Комиссией по адресу: 640007, г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 98 Д, каб. 101.

    [1] Рекомендуем оформлять отдельное заявление на каждый объект недвижимости.

    [2] Отчет об оценке в свою очередь может быть составлен на несколько объектов недвижимости.

    Оценка для целей оспаривание результатов кадастровой оценки

    Оспаривание результатов кадастровой оценки стало одним из наиболее востребованных направлений оценочных услуг. Актуальность этого направления связано с земельным налог и введенным с 01.01.2015 г. налог на имущество физических лиц.

    Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, в собственности которых находятся земельные участки. Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, а его величина определяется как произведение кадастровой стоимости на величину ставки налога (определяемой органами местного самоуправления, но не превышающей 1,5 % от кадастровой стоимости).

    Плательщиками налога на имущество физических лиц являются только физические лица. Налог на имущество должны платить физические лица, у которых есть в собственности:

    • жилой дом;
    • жилое помещение (квартира, комната);
    • гараж,
    • машино-место;
    • единый недвижимый комплекс;
    • объект незавершенного строительства;
    • иные здание, строение, сооружение, помещение;
    • доля на имущество перечисленное выше.

    Налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта, рассчитывается по следующей формуле:

    Нк = (Кадастровая стоимость – Налоговый вычет) x Размер доли x Налоговая ставка

    Как в случае земельного налога, так и в случае налога на имущество физических лиц, кадастровая стоимость устанавливается в ходе государственной кадастровой оценки и максимально приближена (в идеале) к рыночной стоимости. Однако на практике кадастровая стоимость зачастую завышена, а следовательно завышен и уплачиваемый налог.

    Только ли для собственников актуально оспаривание результатов кадастровой оценки?

    Статья 24.18 федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (а также статьей 22 "О государственной кадастровой оценки в РФ" №237-ФЗ) устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

    Плательщиками земельного налога являются не только собственники, но и лица, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования (организации) или праве пожизненного наследуемого владения (граждане).

    Кроме того, в случае земельный участок арендован (у местной администрации), величина его арендной платы рассчитывается в размере определенного процента (устанавливаемого администрацией) от кадастровой стоимости. Далее в случае, если здание находится в собственности, а земельный участок арендован (находится в постоянном (бессрочном) пользовании), то его выкуп осуществляется по упрощенной процедуре, а цена выкупа устанавливается в размере определенного процента от кадастровой стоимости.

    Какова процедура оспаривания результатов кадастровой оценки?

    В соответствии со статьей 24.18 федерального закона от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом для юридических лиц на сегодняшний момент законом установлена обязанность предварительного обращения в комиссию.

    Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

    • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
    • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Законом устанавливается перечень документов, необходимых для обращения в комиссию или суд:

    • кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
    • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
    • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
    • отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

    Последний документ подготавливает наша организация.

    По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Отказ комиссии может быть оспорен в суде.

    Какие документы необходимы для проведения подготовки отчета об оценке рыночной стоимости?

    Для подготовки отчета об оценки необходимы правоустанавливающие документы на объект недвижимости, кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровый паспорт. Полный перечень документов можно скачать с нашего сайта.

    Новое в оспаривании кадастровой стоимости в Тамбовской области?

    С 01.01.2017 года вступил в действие Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ. В настоящее время действует переходный период в кадастровой оценке, то есть действующая кадастровая оценка может проведена в соответствии с 135-ФЗ или новым 237-ФЗ. Новый 237-ФЗ изменил не только проведение кадастровой оценки, но и ее оспаривание.

    Так, новый закон снял обязательность юридическим лицам соблюдать досудебный порядок, то есть теперь можно сразу обращаться предприятиям в суд.

    Кроме того, новый закон предписывает создание новых комиссии по разрешению споров о результатах кадастровой оценки (при Администрации области, а не Росреестре). Однако закон указывает, что комиссии могут (что означает не обязательно) создаваться указанные комиссии. С учетом последнего в Тамбовской области до сих комиссия по новому 237-ФЗ не создана.

    В этой связи единственным способом оспаривания является обращение в Тамбовский областной суд.

    Наконец, обращаем Ваше внимание, по состоянию на начало 2020 года оценка земель сельхозназначения и объектов капитального строительства проведена в соответствии со старым 135-ФЗ, а оценка земель населенных пунктов и земель промышленности в соответствии с новым 237-ФЗ.

    Оспорить результаты кадастровой оценки

    Кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2011 составляла 953 091 руб. На 01.01.2012 6 635 982 руб. Кадастровая ст-ть по состоянию на 19.09.2014 9 111 145 руб.

    Кадастровая стоимость земли различается в зависимости от типа использования. У меня участок для личного подсобного хоз-ва, категория: земли поселений, площадь 7 соток. В деревне у других владельцев участков с категорией для инд. жилищного стр-ва кадастровая ст-ть не изменилась. В связи с чем 10-ный рост стоимости?

    Как оспорить кадастровую оценку земли? Дополнительная трудность: участок в долевой собственности, у меня доля в праве 1/2, межевание участка не проводилось. Соседи, у которых вторая доля, обжаловать кадастровую оценку не хотят

    Вопрос относится к городу Москва

    Ответы:

    Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

    Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

    Результат кадастровой оценки можно оспорить в досудебном порядке в течение 6 месяцев после ее утверждения в специально созданную комиссию по оспариванию кадастровой стоимости. После этого срока в судебном порядке, но это может обойтись дорогой ценой.

    Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

    Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

    В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее орган кадастрового учета) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.

    Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.

    При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии.

    Кандидатуры представителей предпринимательского сообщества, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг.

    Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

    Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

    Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

    недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

    установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

    С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    В целях выявления основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

    В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

    К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

    кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

    нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

    документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

    отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

    положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

    Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

    К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

    Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

    В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

    Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

    Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

    об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

    о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

    В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

    В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

    Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.

    В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

    Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

    Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

    В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

    В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган кадастрового учета копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

    отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, и (при наличии) соответствующее положительное экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;

    сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

    КАК ОСПОРИТЬ КАДАСТРОВУЮ СТОИМОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА?

    Кадастровая стоимость земельного участка это определенная расчетная величина, устанавливаемая в результате государственной оценки земли с учетом ее местонахождения и классификации по целевому назначению.

    Кадастровая стоимость участка применяется при расчете размера земельного налога, арендной платы или платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности, продаже земельных участков из государственной или муниципальной собственности собственникам находящихся на этих участках зданий, строений и сооружений.

    Государственная кадастровая оценка земли проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (ч. 1 ст. 24.15 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

    При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).

    В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

    Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости

    Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков).

    Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

    недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

    установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

    Оспорить кадастровую стоимость возможно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обязанность использовать внесудебный порядок урегулирования данного спора законом не предусмотрена, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд, минуя комиссию. Однако первоначально рекомендуется обратиться именно в нее (ст.

    24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

    Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка возможно воспользоваться следующим алгоритмом.

    Шаг 1.1. Обратитесь с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

    Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в срок не позднее пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости.

    Сама же комиссия формируется при территориальном управлении Росреестра в субъекте РФ (п. 1 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263).

    Для обращения в комиссию составляется заявление, в котором необходимо указать Ф.И.О., адрес места жительства, причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной.

    К заявлению необходимо приложить:

    кадастровый паспорт объекта недвижимости;

    нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

    документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений. В целях выявления данного основания для пересмотра кадастровой стоимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (ими могут являться министерства имущественных отношений либо управления государственного имущества в субъектах РФ, иные органы власти субъектов РФ, а в некоторых случаях органы местного самоуправления) и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости. Указанные сведения должны быть предоставлены в течение семи дней с даты поступления запроса;

    отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в бумажном и электронном виде в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость;

    положительное экспертное заключение в бумажном и электронном виде, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет (ст. 24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ; п. 13 Порядка).

    Заявление не принимается к рассмотрению в случаях:

    отсутствия вышеперечисленных документов;

    нарушения срока подачи заявления;

    если величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной стоимости (п. 15 Порядка).

    Шаг 1.2. Примите участие в заседании комиссии и (или) дождитесь ее решения.

    Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение одного месяца с даты поступления заявления в комиссию. О дате рассмотрения заявления вам должны сообщить и вы вправе присутствовать на заседании комиссии (п. п. 16, 17 Порядка).

    По результатам рассмотрения комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом, о чем в течение пяти дней уведомляет заявителя, а также орган местного самоуправления. Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то оно также представляется в территориальное управление Росреестра и кадастровую палату субъекта (ст. 24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ; п. 21 Порядка).

    При отказе комиссии в пересмотре кадастровой стоимости (если заявитель предварительно обращался в комиссию), а также при отсутствии данного обращения можно обратиться непосредственно в суд.

    Для этого рекомендуем придерживаться следующего порядка действий.

    Шаг 2.1. Составьте исковое заявление и подготовьте необходимые документы.

    Для обращения в суд необходимо подготовить исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и (или) об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров.

    В качестве ответчика следует указывать кадастровую палату субъекта, в котором находится ваш земельный участок, комиссия указывается в качестве третьего лица.

    В заявлении следует указать, по какой причине вы не согласны с кадастровой стоимостью и (или) с решением комиссии, какие права и интересы нарушает ее спорный размер, почему она является неверной и какими документами и сведениями это подтверждается (ст. 131 ГПК РФ).

    К исковому заявлению следует приложить (ст. 132 ГПК РФ):

    копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц;

    кадастровый паспорт земельного участка;

    правоустанавливающий документ на земельный участок;

    документы, подтверждающие доводы о нарушении прав и обязанностей заявителя;

    документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

    отчет оценщика в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

    копию решения комиссии по рассмотрению споров об отказе в пересмотре кадастровой стоимости (при наличии);

    иные документы, а также копии всех документов, подтверждающих ваши требования, по числу ответчиков и третьих лиц;

    документ, подтверждающий уплату госпошлины, размер которой составляет 200 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

    С исковым заявлением и документами необходимо обращаться в суд общей юрисдикции на уровне субъекта РФ (п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ).

    Поскольку предметом данного спора по существу будет изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, данные требования подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11).

    Шаг 2.2. Примите участие в судебном заседании.

    Дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев (ст. 154 ГПК РФ).

    Следует иметь в виду, что ответчик может не согласиться с предлагаемой вами оценкой земельного участка и попросить суд назначить дополнительную рыночную оценку.

    Если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость участка была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством РФ целей с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ст. 24.20 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

    Для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь, стоимость которой в зависимости от сложности дела и иных факторов может оказаться существенной. В случае представления ваших интересов в суде потребуется подготовить нотариальную доверенность на представителя (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ; ч. 2 ст.

    53 ГПК РФ).

    Рекомендация эксперта
    Посмотрите документы ниже перечень определил.

    Рекомендуем!  Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых
    PRPR.SU - Интернет журнал
    Добавить комментарий

    девять + 16 =