Уточненная налоговая декларация


В этой статье:

Что такое уточнённая декларация

Декларация, которую вы сдаёте впервые, называется первичной. Если налоговая приняла декларацию, а потом вы или инспектор нашли в ней ошибки — подаётся уточнёнка.

В каких случаях сдавать

Если в первичном отчёте занизили налог, обязательно подайте уточнёнку. В остальных случаях — подавать уточнёнку ваше право, а не обязанность.

Как заполнять

Единственное отличие уточнённого отчета от первичного — номер корректировки на титульном листе. Он подаётся за тот же период, но с исправленными данными. Не показывайте, какие значения изменились и на сколько.

Какой номер корректировки указывать

На первичной декларации в поле «номер корректировки» стоит ноль, в первой уточнённой — единица. В последующих — 2,3 и так далее.

Что будет, если не подавать

Как только вы сдаёте отчёт, налоговая начинает камеральную проверку. Она проводится удалённо и длится 3 месяца. Если инспектор обнаружит, что вы занизили налог, придётся заплатить штраф — 20-40% от суммы недоплаты.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Рекомендуем!  Налоговый вычет по иис

Как избежать штрафов

Если вы обнаружили ошибку в отчёте, доплатите разницу и подайте уточнёнку. Если сделаете это до того, как налоговая пришлёт требование, штрафа не будет.

Статья актуальна на 02.02.2022

Получайте новости и обновления Эльбы

Успех! Мы выслали подтверждение на адрес указанной вами электронной почты.

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Статья 81 НК РФ. Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты (действующая редакция)

1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

2. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

3. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

4. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

5. Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

6. При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей.

Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Положения, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

6.1. В случае, если участник договора инвестиционного товарищества управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета (далее в настоящей статье управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), предоставил участникам договора инвестиционного товарищества копию уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налогоплательщики, уплачивающие налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц в связи с их участием в договоре инвестиционного товарищества, обязаны подавать уточненную налоговую декларацию (расчет).

Уточненная налоговая декларация (расчет) должна быть представлена в налоговый орган по месту учета участника договора инвестиционного товарищества не позднее пятнадцати дней со дня, когда ему была передана копия уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

При этом, если уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган в сроки, указанные в абзаце втором настоящего пункта, участник договора инвестиционного товарищества, не являющийся управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, освобождается от ответственности.

Если участник договора инвестиционного товарищества обжалует акты или решения налогового органа, которыми были изменены финансовые результаты инвестиционного товарищества, он обязан представить уточненную налоговую декларацию (расчет) не позднее пятнадцати дней со дня, когда вышестоящим налоговым органом было принято решение по результатам рассмотрения его жалобы.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении уточненных расчетов сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.

Постоянная ссылка на документ URL документа [ скопировать ] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ] BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ] Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 81 НК РФ

Комментируемая статья регулирует порядок внесения изменений в декларацию.

Сведения, указанные в налоговой декларации, должны быть достоверны и должны полностью отражать реальные, соответствующие действительности, объекты налогообложения, полученные доходы и произведенные расходы, источники доходов, налоговую базу, налоговые льготы и т.д.

Иными словами, налогоплательщик в налоговой декларации может только фиксировать реальные, соответствующие действительности, показатели элементов налогообложения.

В случае наличия в декларации ошибки исправлять ее следует по правилам статьи 81 НК РФ.

Налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Данные разъяснения приведены в письме Минфина России от 17.07.2012 N 03-03-06/1/339.

Например, как следует из письма Минфина России от 12.11.2012 N 03-02-07/2-154 и Постановления ФАС Московского округа от 29.07.2011 N КА-А41/7687-11, если при обнаружении налогоплательщиком после представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации факта неотражения сведений об объектах налогообложения по одному или нескольким налогам за период, за который была представлена указанная единая (упрощенная) налоговая декларация, налогоплательщиком представлены в налоговый орган за те же налоговые периоды налоговые декларации по соответствующим налогам, то эти налоговые декларации являются уточненными.

На основании полученных уточненных деклараций налоговый орган в карточке расчетов налогоплательщика с бюджетом обязан скорректировать его налоговые обязательства. В случае подачи налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога к доплате, налоговый орган вправе на разницу выставить налогоплательщику требование об уплате налога. В этом случае выставленное налоговым органом в связи с подачей налогоплательщиком уточненной декларации требование не является повторным по отношению к первоначально выставленному требованию.

Такие выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2012 N А42-1176/2011.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 15.01.2013 N А21-3191/2012 указал, что с правом налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию корреспондирует обязанность налоговой инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2012 N А45-15887/2011 суд отклонил довод налогового органа относительно неисследования вопроса о том, кем были установлены ошибки в ранее представленных декларациях, поскольку это обстоятельство не имеет правового значения. При этом суд указал на то, что положения статьи 81 НК РФ не устанавливают, кем конкретно должна быть обнаружена ошибка, данной нормой права также не предусмотрено наличие какого-либо аудиторского заключения для представления уточненной налоговой декларации.

Как отмечено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18.07.2012 N А53-4104/2010, из буквального толкования статьи 81 НК РФ следует, что обязанность представления уточненной налоговой декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений в поданной в налоговый орган налоговой декларации самим налогоплательщиком.

Налоговое законодательство не содержит запрета представления декларации по истечении трех лет по окончании налогового периода, соответственно, налоговый орган не вправе отказать в принятии такой уточненной декларации, игнорировать сведения, содержащиеся в ней, и обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

При этом также не имеет значения факт окончания проверки правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, и вступления в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности.

Аналогичная позиция отражена ФАС Уральского округа в Постановлении от 22.03.2012 N Ф09-1207/12.

В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.

Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.

При этом правило пункта 2 статьи 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.

Таким образом, учитывая позицию Пленума ВАС РФ, если по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода организацией представлена уточненная налоговая декларация, в которой отражены налоговые вычеты, ранее не заявленные в первичной налоговой декларации, представленной в пределах трехлетнего срока, срок заявления сумм НДС к возмещению не считается соблюденным, так как правило о максимальном трехлетнем сроке подачи налоговой декларации не соблюдается.

Для применения положений пункта 4 статьи 81 НК РФ и реализации права на зачет должна быть подтверждена переплата по налогу на дату представления уточненной налоговой декларации.

Из изложенного следует, что при установлении обоснованности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности на основе уточненной налоговой декларации необходимо проверить фактическое возникновение задолженности перед бюджетом на установленный законом срок уплаты налога за проверяемый налоговый период, а также на дату представления уточненной декларации в целях возможного зачета дополнительно исчисленной суммы налога и соответствующих пеней. При наличии же переплаты на дату представления уточненной налоговой декларации ее должно быть достаточно для полного погашения дополнительно исчисленной налогоплательщиком к уплате суммы налога, а также пеней. При таких обстоятельствах условия для освобождения от налоговой ответственности об уплате недостающей суммы налога и пеней, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 НК РФ, могут считаться соблюденными.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановления ФАС Московского округа от 09.07.2012 N А40-26154/10-140-200, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2012 N А27-9884/2011).

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2012 N А46-17303/2011 суд разъяснил, что для освобождения от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ при представлении уточненной налоговой декларации налогоплательщик должен на день ее представления иметь переплату по данному налогу, которая перекрывает сумму налога, подлежащую уплате по уточненной декларации, а в случае наличия недоимки на день подачи уточненной декларации налогоплательщик должен до ее подачи уплатить налог и пени за просрочку уплаты налога.

В Постановлении от 11.09.2012 N А12-23054/2011 ФАС Поволжского округа указал, что налоговым законодательством предусмотрена возможность освобождения налогоплательщика от ответственности за неуплату или неполную уплату налога в случае, если налогоплательщик самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет расчет (перерасчет) подлежавшей уплате за конкретный налоговый период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации.

Только при выполнении всех перечисленных условий в совокупности налогоплательщик может быть освобожден от ответственности за неуплату или неполную уплату налога за соответствующий налоговый период.

При этом следует учитывать, что налогоплательщик освобождается от ответственности, если до начала выездной налоговой проверки за соответствующий год им подана уточненная налоговая декларация и он добровольно исполняет соответствующую обязанность по уплате налогов, включая пеню.

В Определении ВАС РФ от 19.10.2012 N ВАС-10379/12 разъяснено, что основания для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности при проверке изменений, вносимых им в налоговую декларацию, установлены статьей 81 НК РФ.

Правила указанной статьи не предусматривают возможности освобождения от применения мер налоговой ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации после выявления инспекцией налогового правонарушения.

Следует учитывать позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.10.2011 N 2119/11, согласно которой оспаривание оснований для исчисления налога без подачи уточненной налоговой декларации путем предъявления непосредственно в суд требования о признании недействительными ненормативных актов инспекции, принимаемых в рамках процедуры бесспорного взыскания суммы налога, задекларированной предприятием в первоначально поданной им декларации, означало бы нарушение требований статьи 81 НК РФ и необоснованное переложение на суд обязанности налогового органа по проверке правомерности уменьшения ранее исчисленной налогоплательщиком суммы налога (см. также Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.09.2012 N А33-8611/2011).

Абзац 2 пункта 1 статьи 81 НК РФ не предоставляет налогоплательщику права на получение налогового возмещения в случае подачи уточненных налоговых деклараций по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода как в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ, так и в силу того, что обратное свидетельствовало бы об устранении каких-либо сроков для представления налоговых деклараций налогоплательщиками в налоговые органы по месту учета, что является недопустимым хотя бы в силу того, что налоговые органы должны иметь возможность проверки достоверности продекларированных сумм.

Изложенное подтверждается позицией ФАС Уральского округа в Постановлении от 03.10.2012 N Ф09-8851/12.

НК РФ не предоставляет налоговым органам права отказать налогоплательщику в принятии уточненной налоговой декларации или игнорировать ее содержание. Если уточненная налоговая декларация была представлена в надлежащий налоговый орган по месту учета организации, но до принятия налоговым органом решения по камеральной проверке первоначальной декларации, то первоначальная декларация утрачивает юридическую силу.

Следовательно, если до окончания камеральной проверки налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, то решение, вынесенное по первоначальной декларации, незаконно.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 08.12.2010 N А53-3/2010 и ФАС Московского округа в Постановлении от 23.03.2010 N КА-А40/2152-10 пришли к аналогичным выводам.

Особое внимание следует обратить на толкование, приведенное в Постановлении ФАС Московского округа от 24.09.2012 N А40-6180/12-99-34: суд установил, что уточненная декларация (корректировка) организацией была подана после составления акта проверки, но до вынесения оспариваемых решений.

С учетом положений статьи 81 и части 2 статьи 88 НК РФ суд указал, что для целей применения пункта 9.1 статьи 88 НК РФ законодатель придает понятию окончание проверки иной смысл. В данном случае под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает налоговый орган до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения, поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком.

Таким образом, на момент представления уточненной декларации (корректировки) камеральная проверка декларации окончена не была.

Следовательно, налоговый орган в силу пункта 9.1 статьи 88 НК РФ обязан была прекратить камеральную проверку декларации по налогу на добавленную стоимость и назначить новую проверку на основе уточненной декларации (корректировки).

Поскольку оспариваемые решения налогового органа приняты без учета сведений, имевшихся у организации до их вынесения в связи с подачей ею декларации, они нарушают права и законные интересы налогоплательщика, в связи с чем признаны судом недействительными.

Взаимосвязанным с применением положений статьи 81 НК РФ об уточненной налоговой декларации является вопрос о реализации налогоплательщиком права на налоговый вычет по НДС в более позднем налоговом периоде.

Кроме того, налоговое законодательство не содержит ограничений на применение налогового вычета в более поздний период, чем период оприходования товара и получения счета-фактуры.

Доводы налогового органа о праве налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию по тому периоду, в котором были произведены хозяйственные операции и выставлены счета-фактуры отклонены судами исходя из положений статьи 81 НК РФ, поскольку подача уточненной налоговой декларации является правом, а не обязанностью общества.

Судом указано, что непредставление уточненной налоговой декларации не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на налоговый вычет при условии соблюдения им условий, предусмотренных статьями 171, 172 и 169 НК РФ.

В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2012 N А55-11459/2012 отмечено, что налоговое законодательство не предоставляет налоговым органам права отказать налогоплательщику в принятии уточненной налоговой декларации или игнорировать ее содержание. Если уточненная налоговая декларация была представлена в надлежащий налоговый орган по месту учета, но до принятия налоговым органом решения по камеральной проверке первоначальной декларации, то первоначальная декларация утрачивает юридическую силу.

С момента представления налоговой декларации в налоговый орган в лицевой карточке налогоплательщика отражаются сведения, заявленные налогоплательщиком, которые считаются достоверными до того момента, пока налоговой проверкой не будет установлено иное.

Сведения о налоговой обязанности, указанные в уточненной налоговой декларации общества, отражены налоговым органом в его лицевой карточке.

При сопоставлении сведений, содержащихся в первоначальной налоговой декларации, со сведениями в уточненной налоговой декларации суд апелляционной инстанции установил, что уточненная налоговая декларация содержит сведения о размере налоговой базы, о сумме налоговых вычетов и о размере налоговой обязанности, отличающиеся от аналогичных сведений по первоначальной декларации.

Суд апелляционной инстанции считает, что налоговая инспекция должна была проводить камеральную проверку уточненной налоговой декларации, сведения из которой отражены в лицевой карточке общества, и решение принимать по итогам проверки уточненной декларации. Поскольку оспариваемое решение принято с учетом сопоставления сведений, полученных в ходе проверки, со сведениями, аннулированными обществом, содержащиеся в нем выводы по результатам такого сопоставления не отвечают признакам достоверности, следовательно, такое решение налогового органа является недействительным.

В Постановлении от 25.01.2013 N А40-53027/12-99-297 ФАС Московского округа заключил, что неприменение налоговых вычетов не приводит к занижению суммы налога к уплате, поэтому представление уточненной налоговой декларации в целях применения налоговых вычетов является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 15.06.2010 N 2217/10, заявление налогоплательщиком вычета по налогу на добавленную стоимость, право на который возникло в одном периоде, в налоговой декларации за более поздний период само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение налогового вычета, если такое заявление имело место в пределах трехлетнего срока с момента возникновения права на вычет.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Источник комментария:

«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (АКТУАЛИЗАЦИЯ)

Как заполнить уточненную (корректирующую) декларацию 3-НДФЛ

Корректировка декларации 3-НДФЛ — это возможность дополнить отчет или, наоборот, удалить лишние графы. Как правильно вносить изменения в отчет и каковы последствия ошибок — в нашем материале.

Как заполнить уточненную декларацию 3-НДФЛ: пошаговая инструкция

Прежде чем переходить к вопросам, как правильно подать корректировку по 3-НДФЛ, нужно разобраться в терминологии и нормах права. По теме декларации и ее уточнения действуют ст.80 и 81 Налогового кодекса России. Исходя из этих статей уточненная, или корректировочная, декларация — это отчет, поданный после обнаружения в первоначальной декларации ошибок, неполной информации или отсутствия информации. Причем с точки зрения НК РФ такие ошибки и информация делятся на 2 вида:

  • обусловившие уменьшение итоговой суммы подоходного налога — гражданин обязан внести корректировку в декларацию 3-НДФЛ;
  • не уменьшившие итоговую сумму подоходного налога — гражданин может подать уточненную форму.

В первом случае установлена обязанность, т. к. это в интересах государственного бюджета. Во втором случае — право, т. к. это интересы гражданина, например, он ошибся в указании суммы к возврату или записал сумму НДФЛ большего размера, чем нужно, и т. д. Также ко второй ситуации относятся технические ошибки — например, неверный ОКТМО в декларации или код инспекции и пр.

Рассмотрим пошаговую инструкцию, как заполнить корректирующую декларация 3-НДФЛ на имущественный вычет. Что нужно знать:

  • необходимо использовать ту версию бланка, который действовал в год, за который вы уточняете данные;
  • отчет подается по месту постоянной прописки;
  • можно подать бумажную либо электронную форму;
  • к декларации необходимо приложить сопроводительное письмо с пояснениями и документы, обосновывающие исправления.

За 2018 год действует новая форма — вы можете загрузить ее по ссылке. А здесь находится версия программы для заполнения отчета на компьютера. Версии за 2017 и 2016 годы вы можете найти на этой странице.

Пример 1

Николаев Игорь подал в январе текущего года форму 3-НДФЛ, чтобы продолжить получение имущественного вычета за покупку дома. Он уже получил 1 300 000 рублей в прошлых годах и хочет получить оставшуюся часть. Его зарплата за 2018 год составила 500 000 рублей.

После подачи декларации он вспомнил, что у него были расходы на лечение в размере 100 000 рублей, и теперь он хочет получить вычет за них.

Чтобы исправить отчет, Николаеву необходимо заполнить новый.

Важно! Изменить можно данные за 3 последних года, даже если вы уже получили за этот период вычет. Подавая корректировку, вы меняете КБК и сумма возврата засчитывается по измененным расходам.

Например, в 2016 году вы получили вычет за квартиру и в 2019 году подали корректировку, что получить возврат за лечение. Вам полученный вычет засчитают за расходы на лечение, а имущественный перенесут на следующий год. Тогда как наоборот сделать нельзя — только имущественный вычет можно переносить из года в год, остальные либо используются в допустимом периоде, либо списываются.

Как выглядела первая декларация Николаева:

  • Титульная страница — корректировка «0», т. к. это первый отчет, никаких изменений в нем, разумеется, нет.
  • Раздел 1. Здесь видно, что суть декларации — возврат уплаченного налога.
  • Раздел 2. Из этого листа можно увидеть, каким образом возникла сумма возврата.
  • Приложение 1. Ключевой лист — видно, какую сумму заявитель уплатил в бюджет, 65 000 — это максимум, который Николаев может вернуть за 2018 год, а способ возврата — в виде социального, имущественного или иного вычета — меняется, ведь можно подать две декларации 3-НДФЛ за один год, и даже после получения денег вы можете изменить способ.
  • Приложение 7. Здесь показаны использованная часть, текущий вычет и остаток на следующий год.

Образец заполнения корректирующей декларации 3-НДФЛ:

  • У Николаева были расходы на лечение — 100 000, по ним можно вернуть 13 000 рублей. А он заплатил в бюджет 65 000, значит, у него еще остается уплаченный налог для возврата по линии имущественного вычета, следовательно, в бланк добавляются листы — Приложение 7 и Приложение 6.
  • В Приложении 7 заполнение аналогично первой декларации, кроме нескольких важных строк.
  • Так, в строке 140 записывается 400 000 вместо 500 000, т. к. база уменьшилась на 100 000, которые перетянул социальный вычет.
  • В строку 150 дублируется новая сумма доступной базы — те же 400 000.
  • Соответственно, меняется и остаток — 300 000 вместо 200 000, он записывается в строке 170.
  • Добавляется Приложение 5.
  • Здесь в графе 140 нужно указать свои расходы на лечение — 100 000.
  • Эта же сумма повторяется в графах 180, 190 и 200.
  • В Приложении 1 ничего не меняется.
  • В Разделе 2 расчет остается прежним.
  • Раздел 1 сохраняет тот же результат, т. к. сумма не изменилась, произошла только перемена мест слогаемых.
  • В титульной странице одно изменение — ставится корректировка «1».

Уточненка по 3-НДФЛ подается со всеми документами, которые подтвердят изменения. В данном случае нужно приложить чеки на расходы по лечению, договор с медицинским учреждением, копию лицензии, справку о получении медицинских услуг. Желательно приложить сопроводительное письмо, чтобы проверяющие инспекторы быстрее осуществили камеральный контроль ваших документов.

Образец сопроводительного письма:

Вы можете скачать его отсюда.

Как сделать корректировку декларации 3-НДФЛ в «Личном кабинете»?

Если неправильно заполнил декларацию 3-НДФЛ онлайн, то можно подать корректировочную тем же способом — в «Личном кабинете» либо на бумажном бланке. Форма и способ подачи не влияют на результат — они тождественны.

Если и уточненный отчет окажется с ошибками, при подаче нового вы не только исправляете противоречия и ошибки, но и таким образом аннулируете корректирующие декларации 3-НДФЛ — все, которые были поданы прежде за этот же период. но

Пример 2

Николаев Игорь подал декларацию за 2018 год в связи с продажей недвижимости, которой владел менее 3 лет. Выручка от сделки — 3 000 000 рублей. Он воспользовался имущественным вычетом в размере 1 000 000 рублей.

Но затем решил предъявить расходы — 2 000 000 рублей.

Чтобы исправить ошибку в декларации 3-НДФЛ онлайн, следуйте инструкции:

  • Войдите в своей «Личный кабинет».

Обязательно прикрепите документы перед отправкой, иначе инспекция не подтвердит ваше право на вычет.

Срок подачи и срок проверки корректирующей декларации 3-НДФЛ

Условно можно выделить следующие сроки для представления уточненного отчета:

  • до наступления крайнего дня подачи — в случае 3-НДФЛ это первый рабочий день мая;
  • до наступления крайнего дня уплаты налога — подоходный налог уплачивается до 15 июля включительно;
  • до обнаружения инспекцией ошибок и фактов неполноты сведений;
  • до выездной налоговой проверки.

Если корректировка касается отчета, в котором нет суммы к уплате, т. к. по вычетам, то уточнение возможно круглый год, как и подача первоначальной формы. Срочность касается только случаев, когда есть сумму к уплате в бюджет.

Первый срок — единственный, при котором вы не попадаете под ст.119 НК РФ. Во всех остальных случаях вы совершаете налоговое правонарушение — несвоевременное представление отчетности, однако по ст.81 НК РФ есть обстоятельства, освобождающие от санкций даже при этом.

Корректировка декларации 3-НДФЛ рассматривается столько же, сколько обычный отчет, — 3 месяца. В день приема вашей корректировки проверяющий инспектор прекращает камеральную проверку старого отчета и начинает новую — по уточненной декларации.

Санкции за ошибку в 3-НДФЛ

Важно! Если вы подали корректировку до конца срока, установленного для представления отчет, действие считается своевременным, вы не попадаете под ст.119 НК РФ и вытекающие из нее санкции.

Если же срок прошел, то возможны следующие варианты:

  • отчет подан до конца срока, утвержденного для уплаты НДФЛ по нему и до того, как гражданин узнал, что ИФНС выявила отсутствие сведений или их неполное отражение, а также ошибки в декларации, ведущие к уменьшению суммы налога, или ИФНС назначали выездную проверку;
  • отчет подан после конца этого срока, но гражданин сделал это до выявления инспекцией ошибок и назначения выездной проверки и перед подачей оплатил недостающую часть налога и пеню;
  • отчет подан после конца срока уплаты НДФЛ, но после проведения выездной проверки ИФНС не выявила ошибки и противоречия.

При отсутствии таких обстоятельств к вам могут быть применены ст.119 НК РФ — просрочка декларации, и ст.122 НК РФ — неполная уплата налога.

Уточненная налоговая декларация

Не всегда индивидуальному предпринимателю удается сдать налоговую декларацию без ошибок. Причем речь идет не только об опечатках, но и о неправильном отражении данных в декларации (использование неверной ставки налога, неграмотное применение налоговых льгот и пр.). Ошибки могут быть вызваны и другими причинами.

Например, предприниматель заполнил устаревшую форму декларации или не вовремя внес данные в декларацию, так как от контрагента поздно пришли документы. Ошибки могут быть как «в пользу» налогоплательщика (если предприниматель занижает налоговую базу и отражает к уплате или платит налог в меньшем размере), так и «в пользу» государственного бюджета (если предприниматель переплачивает налоги).

Как можно исправить ошибку? В ст. 81 НК РФ указано, что налогоплательщик может подать уточненную декларацию. Но как это правильно сделать?

В подробностях

Уточненная налоговая декларация представляет собой «основную», «первоначальную» налоговую декларацию, но с пометкой на титульном листе о том, что декларация уточненная. Для каждого налога установлена своя налоговая декларация.

Существуют следующие формы деклараций по основным налогам при общей системе:

  • по налогу на доходы физических лиц (утв. Приказом Минфина России от 29 декабря 2007 г. N 162н);
  • по единому социальному налогу (утв. Приказом Минфина России от 29 декабря 2007 г. N 163н);
  • по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом Минфина России от 7 ноября 2006 г. N 136н).

Пометка проставляется на титульном листе следующим образом. В графе «Вид документа» ставится код «3» (корректирующий) с указанием через дробь порядкового номера «уточненки». Причем предприниматель должен считать «уточненки» по одной налоговой декларации за конкретный период по конкретному налогу.

Пример 1. Предприниматель сдал в налоговый орган декларации по НДС за третий и четвертый кварталы 2007 г. Он дважды подавал уточненную декларацию за третий квартал и еще один раз за четвертый.

Значит, на титульном листе при подаче первой уточненной декларации за третий квартал предприниматель должен указать:

В четвертом квартале нумерация «уточненок» начинается сначала:

Цель подачи

Предприниматель подает исправленную налоговую декларацию для корректировки неверных данных, обнаруженных после подачи первичной декларации. Если ошибку обнаружит налоговый орган и уведомит об этом предпринимателя, это грозит штрафными санкциями. В уточненной декларации нужно указывать правильные данные. «Уточненка» может быть подана по любым налогам, которые платит предприниматель.

Также зачастую налогоплательщики пользуются «уточненкой», если не успевают составить основную налоговую декларацию. Поэтому сначала направляют в налоговый орган декларацию только со вставленными реквизитами, а через несколько дней отправляют заполненную «уточненку».

Предприниматель сдает уточненную налоговую декларацию в инспекцию по месту учета. Исправленную бумагу нужно представлять по форме первичной декларации, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст.

81 НК РФ).

Налогоплательщик может подать уточненную декларацию в любое время, то есть срок ее представления не ограничен. Это подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 мая 2007 г. по делу N А82-12872/2006-15).

Исправленная декларация подается в налоговый орган в обычном порядке. Рекомендуем «уточненку» подать вместе с сопроводительным письмом (см. пример 2), в котором будут указаны откорректированные разделы и причины внесения изменений. Такие разъяснения ускорят работу налоговых инспекторов и помогут предпринимателям избежать лишних вопросов и представления дополнительных документов.

Пример 2.

Сопроводительное письмо о представлении уточненной налоговой декларации

В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2007 г., поданной 15 января 2008 г., по техническим причинам были допущены ошибки в следующих разделах:

  • в строке «Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет» разд. 2;
  • в п. 5 разд. 3.

В связи с обнаружением и исправлением ошибок представляю уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2007 г.

Руководствуясь ст. 81 НК РФ, прошу принять и рассмотреть уточненную налоговую декларацию по НДС за четвертый квартал 2007 г.

  • Уточненная налоговая декларация по НДС за четвертый квартал 2007 г.
  • Уточненный расчет по НДС за четвертый квартал 2007 г.
  • Копия доверенности б/н от 30.11.2007 на имя Смирновой С.С.

Индивидуальный предприниматель вправе требовать, чтобы налоговики проставили штамп о принятии на уточненной налоговой декларации и на заявлении. Но отсутствие штампа не является основанием для того, чтобы считать «уточненку» непредставленной.

В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии декларации о принятии и дату ее представления. Таким образом, инспекторы ставят штамп входящей корреспонденции на копии налоговой декларации только по просьбе налогоплательщика. Следовательно, отсутствие штампа на имеющейся в материалах дела декларации не говорит о том, что ее не представляли в налоговый орган (см.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2005 г. по делу N А19-4596/04-45-Ф02-4025/05-С1).

Кроме этого, если в штате у предпринимателя есть бухгалтер, то сдавать декларацию, скорее всего, будет он. В этом случае бухгалтер должен иметь при себе доверенность, заверенную нотариусом. Иначе, по обоснованному мнению налогового органа, отчетность будет сдана неуполномоченным представителем налогоплательщика либо ее просто не примут (см. Письмо Минфина России от 10 апреля 2006 г. N 03-06-06-03/08).

Минфин России указывает, что предприниматель это физическое лицо, которое в силу п. 3 ст. 29 НК РФ обязано нотариально оформлять полномочия своего представителя. Бухгалтер предъявляет оригинал доверенности принимающему документы инспектору, а копию прикладывает к заявлению с декларацией.

После представления «уточненки» начинается ее камеральная налоговая проверка (п. 1 ст. 87 НК РФ). В каком порядке проходит камеральная проверка первичной декларации, если до ее завершения налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию?

Ответ найдем в Письме Минфина России от 15 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-477, в котором указано, что камеральная проверка «уточненки» осуществляется в трехмесячный срок со дня ее подачи, как и в случае с первичной декларацией. Итак, срок проверки первичной декларации не продлевается, а «уточненка» проверяется отдельно в трехмесячный срок.

Можно ли квалифицировать камеральную проверку уточненной декларации как повторную налоговую проверку? Проверка «уточненки» не является повторной проверкой за какой-либо налоговый период. Дело в том, что понятия «повторная налоговая проверка» в НК РФ не предусмотрено.

Если по результатам проверки первичной декларации было вынесено решение, это не лишает налоговый орган права вынести решение по «уточненке», если будет обнаружено нарушение (Письмо Минфина России от 31 мая 2007 г. N 03-02-07/1-267).

В отношении повторных проверок одних и тех же деклараций противоречивый вывод сделали судьи в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. по делу N А19-19531/06-20-Ф02-65/07-С1. Судьи указали, что НК РФ не содержит запрета на проведение выездных проверок по тем налогам и за те налоговые периоды, в отношении которых проводилась камеральная налоговая проверка, а также проведение повторных камеральных проверок. Такого мнения придерживаются не все суды (см.

Постановления ФАС Московского округа от 10 апреля 2006 г. N КА-А40/2843-06, ФАС Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2006 г. N Ф04-49/2006(19308-А75-15)).

Рассматривая порядок подачи уточненной налоговой декларации, считаем необходимым обратить внимание на Постановление ФАС Московского округа от 28 декабря 2007 г. N КА-А40/13560-07, вынесенное на основании Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2007 г. N 09АП-12175/2007-АК и Решения Арбитражного суда г. Москвы от 29 июня 2007 г. по делу N А40-7906/07-112-60.

В указанном деле налоговики отказывались принимать и рассматривать третью по счету уточненную налоговую декларацию по НДС. Они ссылались на то, что налоговым законодательством не предусмотрено принятие уточненной налоговой декларации, если по результатам проверки предыдущей декларации (второй уточненной декларации) налоговым органом уже вынесено решение.

Суды всех трех инстанций указали, что налогоплательщик, обнаруживший факты неотражения (неполного отражения) сведений в ранее поданной декларации, вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним. При этом налоговое законодательство не ограничивает налогоплательщика сроком на представление уточненных налоговых деклараций и обязывает налоговый орган провести камеральную налоговую проверку по корректирующей налоговой декларации, даже если по ранее поданной «уточненке» по данному периоду уже принято решение налогового органа.

Высший Арбитражный Суд РФ, исходя из системного толкования ст. ст. 54, 81, 88, 171, 172, 173, 176 НК РФ, сделал в Постановлении от 7 июня 2005 г. N 1321/05 вывод о том, что, несмотря на отказ в применении вычетов, налогоплательщик вправе подать уточненную налоговую декларацию за тот же период. А в Постановлении от 16 мая 2006 г. N 16192/05 ВАС РФ указал, что налоговый орган не вправе отказать в принятии уточненной налоговой декларации и обязан провести камеральную проверку.

Следовательно, налоговый орган при представлении декларации обязан в соответствии с положениями ст. ст. 81 и 88 НК РФ провести новую проверку, поскольку в этом случае первоначальная декларация утрачивает законную силу. Кроме того, возможность представления корректирующей налоговой декларации по НДС и возмещение НДС по такой налоговой декларации в течение трехлетнего срока с момента окончания соответствующего налогового периода предусмотрена п. 2 ст. 173 НК РФ.

Часть декларации не декларация

Важно иметь в виду, что представить в налоговый орган «уточненку» можно только в том случае, если до этого уже была подана «первоначальная» налоговая декларация. Если предприниматель просто пропустил срок подачи налоговой декларации и подал ее позже установленного срока, такая декларация не будет считаться уточненной.

Аналогичная ситуация складывается и в том случае, если предпринимателем подана часть декларации. Эту ошибку нельзя исправить уточненной налоговой декларацией.

Пример 3. Налогоплательщик в установленный срок 20 января 2005 г. подал декларацию по НДС без третьего листа разд. 1.1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика». А третий лист подал через месяц 22 февраля 2005 г.

Налоговый орган, проведя камеральную проверку, пришел к выводу, что декларация по НДС подана налогоплательщиком 22 февраля 2005 г. (в день подачи недостающего листа), тогда как срок сдачи декларации 20 января 2005 г. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика, посчитав, что ст. 119 НК РФ не предусматривает применение санкций за представление неполной формы декларации. Однако кассационная инстанция отменила акты нижестоящих судов, указав, что спорная декларация не содержала все сведения, необходимые для осуществления налогового контроля над налогоплательщиком, и не позволяла проверить правильность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. А следовательно, декларация не отвечала требованиям к такому документу, установленным п. 1 ст.

80 НК РФ, и не могла считаться поданной в срок. Ведь в полном объеме декларация была представлена только 22 февраля 2005 г. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 февраля 2006 г. по делу N А19-22309/05-5-Ф02-321/06-С1).

С логикой суда сложно не согласиться. Сделаем свои выводы из дела:

  • если в налоговый орган будет направлена часть декларации (уточненной декларации), то датой направления в налоговый орган будет считаться дата отправки последней ее части;
  • если предприниматель подал только часть декларации, а «остатки» представил в пределах срока, установленного для подачи декларации, то такая декларация считается поданной надлежащим образом. Если же предприниматель в срок не уложился, подача недостающей части не спасет от штрафа;
  • если предприниматель вообще не подавал основную налоговую декларацию либо представил ее частично, то подача уточненной налоговой декларации не освободит его от уплаты штрафа.

Когда ждать применения штрафных санкций

Итак, индивидуальный предприниматель вправе подать уточненную налоговую декларацию в любое время. В каких случаях предприниматель будет нести ответственность даже после подачи «уточненки», а в каких случаях нет?

Налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности (п. п. 2, 3 ст. 81 НК РФ) в случаях:

  • корректировки ошибок, если они не привели к занижению налога и не отразили неполные или недостоверные сведения;
  • подачи «уточненки» до истечения срока уплаты налога при условии, что ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащего уплате, налоговиками не обнаружены либо в отношении корректируемого налогового периода не назначена выездная налоговая проверка;
  • представления уточненной декларации после проведения выездной проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей к уплате суммы налога.

Ситуация осложняется, когда предприниматель представляет «уточненку» после истечения сроков подачи декларации и уплаты налога.

Освобождение от штрафа возможно только при одновременном соблюдении следующих условий (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • Ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащего уплате, обнаружил предприниматель, а не налоговики.
  • В отношении корректируемого налогового периода не назначена выездная налоговая проверка.
  • Предприниматель уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до представления уточненной налоговой декларации.

В других случаях предприниматель несет ответственность в зависимости от вида нарушения.

Важно помнить, что обнаружение в вышеприведенных случаях ошибок в декларации освобождает предпринимателя только от уплаты штрафа, но не от уплаты пени. Штраф это мера налоговой ответственности, а пени в соответствии со ст. ст. 72 и 75 НК РФ не являются мерой ответственности (совместное Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9, Письмо Минфина России от 3 марта 2006 г. N 03-02-07/1-47).

Предпринимателю необходимо четко соблюдать порядок действий, если он самостоятельно обнаружил ошибку, повлекшую занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. В первую очередь при обнаружении ошибки необходимо доплатить налог и пени. И только после этого подать «уточненку» (см.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 августа 2002 г. по делу N А56-5078/02).

Предположим, налогоплательщик обнаружил и погасил недоимку, но не уплатил пени. Правомерно ли в таком случае требование налоговиков об уплате еще и штрафа? Единого мнения по этому вопросу не сложилось.

Так, из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 января 2004 г. по делу N А56-23948/03 можно сделать вывод, что предприниматель должен уплатить штраф за неполную уплату налога. Дело в том, что он будет освобожден от ответственности только в том случае, если самостоятельно выявит нарушение, произведет перерасчет подлежавшей оплате суммы налога за конкретный период, начислит и уплатит пени, а после этого внесет исправление в декларацию.

Принимая противоположную позицию, ФАС Московского округа в Постановлении от 3 марта 2004 г. N КА-А41/1320-04 указывает, что в п. 1 ст. 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата налогов в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Но поскольку в данной норме предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога, а не за неуплату пени, то несвоевременное перечисление пени не может повлечь применение указанной нормы НК РФ.

Если срок исковой давности истек

Бывает, что налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию даже после того, как истек срок исковой давности. Что ждет предпринимателя в этом случае?

До недавнего времени в Налоговом кодексе РФ был четко установлен срок, который могла охватывать налоговая проверка. По этой причине налоговики часто отказывали в принятии уточненных деклараций, ссылаясь на отсутствие полномочий на их проверку.

Точку зрения налоговиков разделяли и некоторые суды (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/5063, ФАС Поволжского округа от 1 августа 2006 г. N А65-37589/2005-СА1-42).

В настоящее время ограничение во времени снято законом (изменения внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), и налоговики обязаны провести камеральную налоговую проверку при подаче уточненной декларации за любой налоговый период (после внесения изменений только выездные проверки ограничены тремя годами).

Однако следует иметь в виду, что при проверке уточненных деклараций за более ранние налоговые периоды, чем истекшие три года, налоговики не смогут привлечь предпринимателя к ответственности и взыскать с него штрафы. Дело в том, что срок давности привлечения к налоговой ответственности, установленный в п. 1 ст. 113 НК РФ, составляет три года.

Таким образом, налоговики не смогут предъявить требование об уплате штрафа, если проверяемый период выходит за рамки трех лет.

Кроме того, согласно ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 декабря 2006 г. по делу N А11-5584/2006-К2-24/411). Суд самостоятельно проверяет правомерность привлечения к ответственности налогоплательщика вне зависимости от доводов, которые он привел относительно своей невиновности.

А как быть с пенями, если уточненная декларация подана за налоговый период, выходящий за рамки трех лет?

В этой связи интересным представляется дело, рассмотренное ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 31 мая 2007 г. N А82-5130/2006-20 (см. Пример 4).

Пример 4. Налогоплательщик подал уточненные декларации за 2002 г. в 2006 г. В декларациях он отразил, что должен был доплатить налог за 2002 г., и, соответственно, погасил старую задолженность перед бюджетом. Налоговый орган, в свою очередь, выставил требование об уплате пеней, которые «набежали» в размере 870 862 руб. за 4 года существования недоимки.

Суд поддержал инспекцию, так как налогоплательщик не перечислил пени за уплату недоимки в более поздние сроки. В связи с этим налоговики обоснованно направили налогоплательщику требование об уплате пеней, начисленных на указанную недоимку.

Доводы налогоплательщика о пропуске налоговым органом трехлетнего срока давности взыскания пеней не могут быть приняты во внимание, поскольку налогоплательщик самостоятельно обнаружил в первоначальных декларациях ошибки, повлекшие занижение налога, и подал уточненные декларации, уплатив недоимку в бюджет, таким образом самостоятельно признав наличие у него недоимки.

Уточненную налоговую декларацию можно также отправить налоговикам, воспользовавшись телекоммуникационными средствами связи. Предпринимателям необходимо руководствоваться Порядком, который утвержден Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169. В Письме Управления ФНС по г. Москве от 2 ноября 2007 г. N 09-14/105412 разъяснено, что датой представления декларации будет считаться дата отправки, зафиксированная специализированным оператором связи (п. 4 разд. 2 Порядка).

При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ ответственность наступает только за непредставление первичной налоговой декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Добавим, что порядок рассмотрения споров относительно данных, указанных в «уточненке» на бумажном и электронном носителе, одинаковый.

Типичные ошибки и судебная практика

Ошибки (описки) технического характера в налоговых декларациях часто трактуются налоговиками как основания для начисления штрафа, отказа в возмещении НДС, доначисления налогов и пени и т.п. Суды в этих случаях встают на сторону налогоплательщиков.

Исправить ошибку: право или обязанность?

Если предприниматель обнаружил в уже поданной декларации ошибки, которые привели к занижению размера налога, подлежащего перечислению в бюджет, а также к неотражению или неполному отражению сведений (доходов, расходов, льгот и пр.), то он обязан исправить ошибки, подав «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ).

В случае если ошибка не привела к вышеуказанным последствиям, Налоговый кодекс РФ не обязывает вносить изменения. Предприниматель вправе не подавать уточненную налоговую декларацию, даже если это привело к переплате налога.

Таким образом, индивидуальным предпринимателям необходимо пользоваться правом на исправление ошибок. Тем более что может оказаться, что ошибка привела к переплате в бюджет.

Не следует медлить с исправлением ошибок. Предприниматель должен самостоятельно сообщать налоговикам о допущенных неточностях путем представления уточненной налоговой декларации, не дожидаясь вынесения решения налоговиками. В случае самостоятельного выявления недоимки нужно сначала обязательно уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, а затем подать уточненную налоговую декларацию.

ООО «Резилюкс Дистрибьюшн»

PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

восемь + четырнадцать =