Налогообложение пассажирских перевозок


Налогообложение операций по перевозке грузов и пассажиров

Согласно п.1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств, подлежащих налогообложению. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения транспортного средства подается в налоговый орган в течение 30 дней со дня его регистрации.

В случае применения автотранспортными предприятиями обычной системы налогообложения исчисление и уплата налогов осуществляется с учетом особенностей, изложенных ниже.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации.

Перевозки пассажиров и грузов являются услугами и, таким образом, облагаются налогом на добавленную стоимость.

При определении ставки НДС при обложении услуг по транспортным перевозкам следует исходить из того, что в общем случае применяется ставка 20 %, за исключением случаев, установленных ст. 164 НК РФ.

В частности, в соответствии с подп. 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ к налоговой базе применяется налоговая ставка 0 % при перевозке экспортируемых или импортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками, либо товаров, помещенных под таможенный режим транзита через территорию Российской Федерации.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ та же налоговая ставка применяется при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ и оформление перевозки осуществляется на основании единых международных перевозочных документов (билетов, квитанций и т.п.). При этом согласно п. 6 ст.

164 НК РФ по операциям, предусмотренным вышеупомянутыми подпунктами п. 1 ст. 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы отдельную налоговую декларацию, утвержденную Приказом МНС России от 26.12.01 г. № БГ-3-03/572.

Согласно подп. 7 п. 2 ст. 149 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) оказание на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров:

  • городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутных). В целях выполнения данной нормы к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров и по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
  • автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутных) в пригородном сообщении – при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Согласно Уставу автомобильного транспорта, к пригородным относятся перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно.

Налоговая база по НДС при осуществлении транспортных перевозок определяется с учетом особенностей, указанных в ст. 157 НК РФ. Согласно данной статье, при осуществлении перевозок (за исключением перевозок в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 149) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты автомобильным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога на добавленную стоимость и налога с продаж).

При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.

При возврате до начала поездки покупателям денег за неиспользованные проездные документы в подлежащую возврату сумму включается вся сумма налога. В случае возврата пассажирами проездных документов в пути следования в связи с прекращением поездки в подлежащую возврату сумму включается сумма налога в размере, соответствующем расстоянию, которое осталось проследовать пассажирам. В этом случае при определении налоговой базы не учитываются суммы, фактически возвращенные пассажирам.

Налог с продаж

В соответствии со ст. 348 НК РФ плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, работы, услуги на территории того субъекта Федерации, в котором установлен указанный налог.

Статья 349 НК РФ признает объектом налогообложения операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Согласно п. 1 ст. 350 не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении автомобильным транспортом.

Таким образом, для коммерческих перевозок в черте города льготы по налогу с продаж не предусмотрены.

Специальные налоговые режимы

Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. введены в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно, главы 26.2 и 26.3 НК РФ).

Автотранспортные предприятия вправе применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении следующих условий:

  • если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация (индивидуальный предприниматель) подает заявление о переходе на упрощенную систему, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж);
  • средняя численность работников организации (индивидуального предпринимателя) за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом РФ, не превышает 100 чел.;
  • стоимость амортизируемого имущества организации, находящегося в ее собственности, не превышает 100 млн руб.

Применение организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими автотранспортные услуги, упрощенной системы налогообложения происходит в общеустановленном порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Однако это правило действует лишь в отношении тех организаций (индивидуальных предпринимателей), которые используют для перевозки пассажиров и грузов не более 20 автомобилей.

Это возможно только в том случае, если данный вид деятельности упомянут в перечне в соответствии с законом того субъекта Федерации, где осуществляет свою деятельность автотранспортное предприятие.

Виды автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов обобщены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в группе 60 «Деятельность сухопутного транспорта», включая:

– деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, в том числе внутригородские, пригородные, междугородные, международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки;

– деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта;

– деятельность автомобильного грузового транспорта, специализированного и неспециализированного.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные законом субъекта Федерации на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (гл. 26.3 НК), не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Транспортный налог

Переход на упрошенную или вмененную систему налогообложения не освобождает налогоплательщика (как физическое, так и юридическое лицо) от уплаты региональных и местных налогов и сборов. Несомненно, самым значимым в этой группе налогов является введенный в действие с 1 января 2003 г. транспортный налог (глава 28 НК РФ).

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Перечень объектов налогообложения и транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, содержится в ст. 358 НК РФ.

Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах по каждому транспортному средству отдельно.

Налоговым периодом согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год.

В соответствии со ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Федерации в размерах, указанных в п. 1 данной статьи.

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов, но не более чем в пять раз.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговые декларации в сроки, установленные законами субъектов Федерации.

Налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налоговым органом не позднее 1 июня налогового года.

Заключение

Необходимо подытожить: индивидуальные предприниматели ближе всех оказываются к рыночному спросу. Они непосредственно работают с потребителями и поставщиками и поэтому способны быстро отзываться на малейшие колебания конъюнктуры рынка.

Предприниматели осуществляют производство в незначительных масштабах, а следовательно, они способны быстро сменить его на выпуск более конкурентоспособной продукции.

Наиболее важными преимуществами индивидуальной формы предпринимательской деятельности являются ее оперативность и гибкость.

Индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, так как выступает единоличным собственником. Этот факт уже мощный стимул для инициативной деятельности.

На экономическое благосостояние страны, как показывает практика, влияет как форма правления, так и стабильность законодательной системы. Если у государства полноценное руководство, и оно эффективно работает и способствует нормальному функционированию законов, то сама страна независимо от ее географического положения и культуры будет благоденствовать и преуспевать.

Таким образом, экономические достижения и провалы безусловно всех стран зависят не от абстрактных экономических условий, а от фактической правовой и политической стратегией руководства страны по отношению к предпринимательской деятельности.

К тому же, прямая, а не косвенная, причастность к управленческой деятельности приводит к личному удовлетворению, да еще к тому же содействует укреплению общественного положения. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний.

Список используемой литературы

1. Лебедев К.К. Хозяйственное право: Учебник. Москва, “БЕК”, 2006г. Т.1;

2. Моисеев М. “Предпринимательская деятельность граждан: Понятие и конститутивные признаки”, “Хозяйство и право”, 1997, N 3.

3. Тельтарин Р. “О свободе заключения гражданско-правовых договоров в сфере предпринимательства”, “Российская юстиция” №10 1997.

4. Никитин Е. “Правовой статус гражданина-предпринимателя без образования юридического лица” “Российская юстиция” №12 1997.

5. Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник, “Проспект”, Москва, 1999г.

6. Садиков О.Н. Комментарии к гражданскому кодексу РФ, ч 1., “Юринформцентр”, Москва, 1997г.

7. Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. “Хозяйство и право”. 1999. № 5.

8. Белоусов Д.С. Налоговое право : Учебное пособие / Д.С. Белоусов – М.: Экзамен, 2007 – 263 с.

9. Крохина Ю.А. Налоговое право : Учебник / Ю.А. Крохина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 463 с.

10. Налоговое администрирование : Учебное пособие / Н.А. Дорофеева, А.В. Брилон, Н.В.

Брилон – М.: Дашков и К, 2010 – 351с.

Налогообложение операций по перевозке грузов и пассажиров

Согласно п.1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств, подлежащих налогообложению. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения транспортного средства подается в налоговый орган в течение 30 дней со дня его регистрации.

В случае применения автотранспортными предприятиями обычной системы налогообложения исчисление и уплата налогов осуществляется с учетом особенностей, изложенных ниже.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации.

Перевозки пассажиров и грузов являются услугами и, таким образом, облагаются налогом на добавленную стоимость.

При определении ставки НДС при обложении услуг по транспортным перевозкам следует исходить из того, что в общем случае применяется ставка 20 %, за исключением случаев, установленных ст. 164 НК РФ.

В частности, в соответствии с подп. 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ к налоговой базе применяется налоговая ставка 0 % при перевозке экспортируемых или импортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками, либо товаров, помещенных под таможенный режим транзита через территорию Российской Федерации.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ та же налоговая ставка применяется при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ и оформление перевозки осуществляется на основании единых международных перевозочных документов (билетов, квитанций и т.п.). При этом согласно п. 6 ст. 164 НК РФ по операциям, предусмотренным вышеупомянутыми подпунктами п. 1 ст.

164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы отдельную налоговую декларацию, утвержденную Приказом МНС России от 26.12.01 г. № БГ-3-03/572.

Согласно подп. 7 п. 2 ст. 149 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) оказание на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутных). В целях выполнения данной нормы к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров и по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутных) в пригородном сообщении – при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Согласно Уставу автомобильного транспорта, к пригородным относятся перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно.

Налоговая база по НДС при осуществлении транспортных перевозок определяется с учетом особенностей, указанных в ст. 157 НК РФ. Согласно данной статье, при осуществлении перевозок (за исключением перевозок в соответствии с пп. 7 п. 2 ст.

149) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты автомобильным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога на добавленную стоимость и налога с продаж). При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.

При возврате до начала поездки покупателям денег за неиспользованные проездные документы в подлежащую возврату сумму включается вся сумма налога. В случае возврата пассажирами проездных документов в пути следования в связи с прекращением поездки в подлежащую возврату сумму включается сумма налога в размере, соответствующем расстоянию, которое осталось проследовать пассажирам. В этом случае при определении налоговой базы не учитываются суммы, фактически возвращенные пассажирам.

Налог с продаж

В соответствии со ст. 348 НК РФ плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, работы, услуги на территории того субъекта Федерации, в котором установлен указанный налог.

Статья 349 НК РФ признает объектом налогообложения операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Согласно п. 1 ст. 350 не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении автомобильным транспортом.

Таким образом, для коммерческих перевозок в черте города льготы по налогу с продаж не предусмотрены.

Специальные налоговые режимы

Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. введены в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно, главы 26.2 и 26.3 НК РФ).

Автотранспортные предприятия вправе применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении следующих условий:

если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация (индивидуальный предприниматель) подает заявление о переходе на упрощенную систему, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж);

средняя численность работников организации (индивидуального предпринимателя) за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом РФ, не превышает 100 чел.;

стоимость амортизируемого имущества организации, находящегося в ее собственности, не превышает 100 млн руб.

Применение организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими автотранспортные услуги, упрощенной системы налогообложения происходит в общеустановленном порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Однако это правило действует лишь в отношении тех организаций (индивидуальных предпринимателей), которые используют для перевозки пассажиров и грузов не более 20 автомобилей. Это возможно только в том случае, если данный вид деятельности упомянут в перечне в соответствии с законом того субъекта Федерации, где осуществляет свою деятельность автотранспортное предприятие.

Виды автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов обобщены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в группе 60 «Деятельность сухопутного транспорта», включая:

– деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, в том числе внутригородские, пригородные, междугородные, международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки;

– деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта;

– деятельность автомобильного грузового транспорта, специализированного и неспециализированного.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные законом субъекта Федерации на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (гл. 26.3 НК), не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Транспортный налог

Переход на упрошенную или вмененную систему налогообложения не освобождает налогоплательщика (как физическое, так и юридическое лицо) от уплаты региональных и местных налогов и сборов. Несомненно, самым значимым в этой группе налогов является введенный в действие с 1 января 2003 г. транспортный налог (глава 28 НК РФ).

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Перечень объектов налогообложения и транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, содержится в ст. 358 НК РФ.

Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах по каждому транспортному средству отдельно.

Налоговым периодом согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год.

В соответствии со ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Федерации в размерах, указанных в п. 1 данной статьи.

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов, но не более чем в пять раз.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговые декларации в сроки, установленные законами субъектов Федерации.

Налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налоговым органом не позднее 1 июня налогового года.

Необходимо подытожить: индивидуальные предприниматели ближе всех оказываются к рыночному спросу. Они непосредственно работают с потребителями и поставщиками и поэтому способны быстро отзываться на малейшие колебания конъюнктуры рынка.

Предприниматели осуществляют производство в незначительных масштабах, а следовательно, они способны быстро сменить его на выпуск более конкурентоспособной продукции.

Наиболее важными преимуществами индивидуальной формы предпринимательской деятельности являются ее оперативность и гибкость.

Индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, так как выступает единоличным собственником. Этот факт уже мощный стимул для инициативной деятельности.

На экономическое благосостояние страны, как показывает практика, влияет как форма правления, так и стабильность законодательной системы. Если у государства полноценное руководство, и оно эффективно работает и способствует нормальному функционированию законов, то сама страна независимо от ее географического положения и культуры будет благоденствовать и преуспевать.

Таким образом, экономические достижения и провалы безусловно всех стран зависят не от абстрактных экономических условий, а от фактической правовой и политической стратегией руководства страны по отношению к предпринимательской деятельности.

К тому же, прямая, а не косвенная, причастность к управленческой деятельности приводит к личному удовлетворению, да еще к тому же содействует укреплению общественного положения. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний.

Список используемой литературы

Лебедев К.К. Хозяйственное право: Учебник. Москва, “БЕК”, 2006г. Т.1;

Моисеев М. “Предпринимательская деятельность граждан: Понятие и конститутивные признаки”, “Хозяйство и право”, 1997, N 3.

Тельтарин Р. “О свободе заключения гражданско-правовых договоров в сфере предпринимательства”, “Российская юстиция” №10 1997.

Никитин Е. “Правовой статус гражданина-предпринимателя без образования юридического лица” “Российская юстиция” №12 1997.

Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник, “Проспект”, Москва, 1999г.

Садиков О.Н. Комментарии к гражданскому кодексу РФ, ч 1., “Юринформцентр”, Москва, 1997г.

Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. “Хозяйство и право”. 1999. № 5.

Белоусов Д.С. Налоговое право : Учебное пособие / Д.С. Белоусов – М.: Экзамен, 2007 – 263 с.

Крохина Ю.А. Налоговое право : Учебник / Ю.А. Крохина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 463 с.

Налоговое администрирование : Учебное пособие / Н.А. Дорофеева, А.В. Брилон, Н.В.

Брилон – М.: Дашков и К, 2010 – 351с.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Порядок расчета ЕНВД для пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки ЕНВДодин из распространенных видов деятельности на данном режиме налогообложения. Как и для любой деятельности, при расчете ЕНВД для пассажирских перевозок необходимо соблюдать определенный порядок, который и рассматривается в данной статье.

Физический показатель при расчете вмененного налога для пассажирских перевозок

Организация или индивидуальный предприниматель имеет право заниматься пассажирскими перевозками и перевозками грузов при наличии специализированных транспортных средств. Применение ЕНВД в данном случае возможно при соблюдении ограничения по количеству транспортных средств — не более 20 единиц (п. 2 ст.

346.26 НК РФ).

Расчет налога осуществляется в определенной последовательности и по итогам квартала.

О правилах расчета ЕНВД при оказании транспортных услуг читайте в статье «Транспортные услуги и ЕНВД в 2014–2015 годах»

Согласно ст. 346.26 НК РФ физическим показателем при данном виде деятельности является количество посадочных мест.

Минфин России считает, что при расчете данного показателя следует учитывать все транспортные средства, находящиеся у налогоплательщика на праве собственности или иных правах (письмо от 28 декабря 2011 года № 03-11-11/329). Органы контроля пришли к выводу, что фактическое использование автотранспорта для перевозок не влияет на возможность применения ЕНВД.

ЕНВД для пассажирских перевозок: постановка на учет и уплата налога

При осуществлении пассажирских перевозок организация или ИП должны встать на учет в качестве плательщиков вмененного налога по месту нахождения организации либо месту жительства предпринимателя. В п. 2 ст. 346.28 НК РФ уточнено, что место ведения деятельности на данное условие не влияет.

При оказании автотранспортных услуг ЕНВД уплачивается по месту нахождения организации или регистрации ИП.

Нередки случаи, когда помимо пассажирских перевозок налогоплательщиком осуществляется иная «вмененная» деятельность, причем организация или ИП является плательщиком налога на территории разных муниципальных образований. В таком случае общая сумма ЕНВД распределяется по кодам ОКТМО по нескольким муниципальным образованиям. Данный порядок прописан в правилах, утвержденных приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н.

Сроки уплаты налога и подачи декларации

НК РФ предусмотрены определенные сроки для уплаты единого налога.

Налогоплательщик обязан уплачивать налог по итогам налогового периода (квартала) до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (ст. 346.30, 346.32 НК РФ).

Организация или ИП должны подавать налоговую декларацию ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 346.30, 346.32 НК РФ).

Если указанные даты выпадают на праздничный или выходной день, срок подачи декларации или уплаты налога переносится на первый следующий за таким днем рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Об изменениях в налоговой декларации по ЕНВД читайте в статье «Новая форма декларации по ЕНВД: основные изменения»

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налогообложение операций по перевозке грузов и пассажиров

Постановка на учет в налоговом органе. Согласно п.1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств, подлежащих налогообложению. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

В случае применения автотранспортными предприятиями обычной системы налогообложения исчисление и уплата налогов осуществляется с учетом особенностей, изложенных ниже.

Налог на добавленную стоимость. Согласно п..п. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров, работ услуг на территории Российской Федерации.

Перевозки пассажиров и грузов являются услугами, таким образом, облагаются налогом на добавленную стоимость. При определении ставки НДС при обложении услуг по транспортным перевозкам следует исходить из того, что в общем случае применяется ставка 18 %, за исключением случаев, установленных ст. 164 НК РФ.

В частности, в соответствии с п.п. 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ к налоговой базе применяется налоговая ставка 0% при перевозке экспортируемых или импортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками, либо товаров, помещенных под таможенный режим транзита через территорию Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ та же налоговая ставка применяется при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации и оформление перевозки осуществляется на основании единых международных перевозочных документов (билетов, квитанций и т. п.). При этом согласно п. 6 ст. 164 НК РФ по операциям, предусмотренным вышеупомянутыми подпунктами п. 1 ст.

164 НК РФ, налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы отдельную налоговую декларацию, утвержденную приказом МНС России от 26.12.2001 № БГ-3-03/572. Согласно п.п. 7 п. 2 ст. 149 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) оказание на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной нормы к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Согласно Уставу автомобильного транспорта, к пригородным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно.

Налоговая база по НДС при осуществлении транспортных перевозок определяется с учетом особенностей, указанных в ст. 157 НК РФ. Согласно указанной статье при осуществлении перевозок (за исключением перевозок в соответствии с п.п. 7 п. 2 ст.

149) пассажиров, багажа, грузов, или почты автомобильным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога и налога с продаж). При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов. При возврате до начала поездки покупателям денег за неиспользованные проездные документы в подлежащую возврату сумму включается вся сумма налога. В случае возврата пассажирами проездных документов в пути следования в связи с прекращением поездки, в подлежащую возврату сумму включается сумма налога в размере, соответствующем расстоянию, которое осталось проследовать пассажирам.

В этом случае при определении налоговой базы не учитываются суммы, фактически возвращенные пассажирам.

Налог с продаж. В соответствии со ст. 348 НК РФ плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, работы, услуги на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог. Статья 349 НК РФ признает объектом налогообложения операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Согласно п. 1 ст.

350 не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключение такси), а также услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении автомобильным транспортом. Таким образом, для коммерческих перевозчиков льгот по налогу с продаж не предусмотрено (при осуществлении перевозок в черте города).

Специальные налоговые режимы. Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” с 1 января 2003 года вводятся в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно главы 26.2 и 26.3 НК РФ).

Автотранспортные предприятия вправе применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении следующих условий: если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация (индивидуальный предприниматель) подает заявление о переходе на упрощенную систему, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета НДС и налога с продаж); средняя численность работников организации (индивидуального предпринимателя) за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике, не превышает 100 человек; стоимость амортизируемого имущества организации, находящегося в ее собственности, не превышает 100 млн. рублей

Применение организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими автотранспортные услуги, упрощенной системы налогообложения происходит в общеустановленном порядке предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Однако это правило действует только в отношении тех организаций (индивидуальных предпринимателей), которые используют для перевозки пассажиров и грузов не более 20 автомобилей. Это возможно только в том случае, если данный вид деятельности содержится в перечне в соответствии с законом того субъекта федерации, где осуществляет свою деятельность автотранспортное предприятие. Виды автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов обобщены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в группе 60 “Деятельность сухопутного транспорта”, включая:

1) Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, в том числе: внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию;

пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию;

междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию;

международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию.

2) Деятельность такси.

3) Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта.

4) Деятельность автомобильного грузового транспорта, в том числе: деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта; деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные законом субъекта федерации на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (гл. 26.3 НК) не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Транспортный налог. Переход на упрошенную или вмененную системы налогообложения не освобождает налогоплательщика (как физическое так и юридическое лицо) от уплаты региональных и местных налогов и сборов. Несомненно, самым значимым в этой группе налогов является введенный в действие с 1 января 2003 года транспортный налог (глава 28 НК РФ).

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Перечень объектов налогообложения и транспортных средств не являющихся объектом налогообложения изложен в ст. 358 НК РФ.

Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству. Налоговым периодом согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год. В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в размерах, указанных в п. 1 данной статьи.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов, но не более чем в пять раз. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте экономическую сущность налогов.

2. Дайте определение понятию «налог».

3. Укажите зависимость между величиной налоговой ставки и объемом дохода, поступающего в бюджет.

4. Перечислите основные принципы налогообложения.

5. Назовите основные элементы налога.

6. Назовите виды налоговых ставок.

7. Перечислите функции налогов.

8. Укажите методы налогообложения.

9. Перечислите критерии классификации налогов.

10. Назовите основные виды налогов применительно к грузовым и пассажирским предприятиям автомобильного транспорта.

11. Укажите особенности транспортного налога.

12. Назовите целевые налоги, уплачиваемые автотранспортными предприятиями.

13. Назовите специальные налоговые режимы, которые могут применяться на автотранспортных предприятиях.

14. Перечислите достоинства и недостатки налогообложения как метода регулирования экономики.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация пассажирских перевозок

Организацию перевозок пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования осуществляет правительственный орган государственное управление автомобильного транспорта Мининфраструктуры Украины, а также органы местного самоуправления в порядке, определенном Постановлением № 176, и в пределах полномочий, делегированных Законом № 2344.

Туристские перевозки и перевозки на заказ организуют перевозчики в соответствии с требованиями Закона № 2344 и Постановления № 176, исходя из спроса на такие услуги.

Местные советы и их исполнительные органы в рамках своих полномочий организуют перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории соответствующего населенного пункта.

Социально значимыми услугами автомобильного транспорта общественного пользования являются услуги по перевозке пассажиров автобусными маршрутами общественного пользования по тарифам, установленным уполномоченными на то органами, и на льготных условиях в соответствии с законодательством (Постановление КМУ № 176). Законодательно установлено, что убытки, понесенные пассажирский перевозчик от льготных перевозок (например, студентов, пенсионеров и других льготных категорий граждан) и от перевозок по регулярным убыточным тарифам (например, внутригородских автобусных маршрутов) полностью компенсируются за счет средств соответствующих бюджетов (порядок осуществления компенсаций будет рассмотрен позже).

Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта утверждены Кабинетом Министров Украины (Постановление № 176) и Приказом Минтранссвязи Порядок и условия организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом № 21 (далее приказ № 21). При оказании услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом необходимо иметь следующие документ

Для перевозчика лицензию, лицензионную карточку, договор с заказчиком на перевозку пассажиров, паспорт маршрута, документ, удостоверяющий использование автотранспорта на законных основаниях;

Для водителя автотранспортного средства удостоверение водителя, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист, схему маршрута, расписание движения, таблицу стоимости проезда, заверенную руководителем автотранспортного предприятия (кроме городских перевозок), разрешение заказчика на перевозку.

Согласно ст. 40 Закона № 2344, пассажирским перевозчиком может быть субъект предпринимательской деятельности, который, в соответствии с законодательством и на основании полученной лицензии, предоставляет услуги по договору перевозки пассажиров только автомобильным транспортным средством общего пользования, если он его использует на законных основаниях.

При перевозке пассажиров автобусами на заказ и в случае туристских перевозок необходимы следующие документы:

Для перевозчика лицензия, документ, удостоверяющий использование автобуса на законных основаниях;

Для водителя автобуса удостоверение водителя, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист.

Для перевозки пассажиров на такси необходимо иметь следующие документы:

Для перевозчика лицензию на право предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа;

Для водителя такси удостоверение водителя, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист.

При организации перевозок пассажиров основные хозяйственные отношения складываются между перевозчиком и автостанцией (автовокзалом). Их отношения регулируются договорами. Типы договоров рассмотрены в разделе 8 данного руководства. Здесь можно сказать, что основной задачей перевозчика является предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров. В задачи автостанции относятся составление расписания движения автобусов, прием-отправку пассажиров и автобусов, продажа билетов, диспетчеризация движения и тому подобное.

Таким образом, законодательством четко дифференцированные функции автостанции, перевозчика и организатора перевозок.

Рекомендуем!  Влияние категории помещения на размер имущественного налога
PRPR.SU - Интернет журнал
Добавить комментарий

4 × 2 =